Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Рассказы о картинах и скульптурах  /

«Красные пришли» Евсея Моисеенко

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  

  «Наши корни в детских воспоминаниях, в семье, ее нравственной почве, устоях, отношениях с окружающим миром...», – говорит Моисеенко. «...От первых впечатлений жизни исходит и чувство Родины: какое небо было над тобой, какие дожди омывали, на какую землю ступил с порога отчего дома...».

Событиями, определившими путь художника, были волнующие перемены, трудная борьба, обновленная жизнь, романтика подвига, рожденные Великим Октябрем. Отец будущего живописца, бедный белорусский крестьянин, умер незадолго до появления сына на свет. Семья не имела ни клочка земли, и впереди ей грозило нищенское существование. Но свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, началась гражданская война, и все круто изменилось.

Самое яркое детское воспоминание художника связано с любимым дедом – Порфирием Наумовичем, старательно прикрепляющим в светлом, «красном», углу деревенской избы портрет Ленина. Другое воспоминание детских лет – день, когда по селу промчался отряд красных конников в буденовках с алым знаменем впереди. «Словно луч из незнакомого свободного мира ворвался в наши довольно глухие места, возвещая о начале новой жизни...», – вспоминает Евсей Евсеевич. – «...А она действительно началась уже через несколько месяцев после появления красноармейского отряда: в селе открылись школа, курсы ликбеза. Буквы я учил вместе с матерью, которая так и прожила бы неграмотной, если бы не Советская власть».

Новая власть дала людям хлеб и грамоту, принесла свободу и счастье, вдохнула в сердце мальчика стремление сберечь для будущего великие перемены эпохи. И он сберег их в памяти, сделал достоянием народа. Миллионы зрителей видели и знают замечательные картины Моисеенко, посвященные мужественным людям революции, героям гражданской войны.

Е. Моисеенко. «Красные пришли». Масло. 1961.
Е. Моисеенко. «Красные пришли». Масло. 1961.

Лучшую картину цикла – полотно «Красные пришли» – характеризуют монументальная чеканность силуэтов, острота колористического решения. Поражает ощущение неудержимого движения, умело подчеркнутого композицией. Движение не только часть сюжетного действия в полотне, а признак психологического состояния героев. Это не механическое движение всадников, не просто въезд в село отряда красной конницы, а будто само движение истории, стремительный бег времени. Автор как бы снова и снова пропускает яркие факты своей биографии через магический кристалл памяти. «Что такое картина?» – спрашивает Моисеенко. И отвечает: – «Это жизнь определенного события в оценке художника».

Мастер осмысливает сильнейшие впечатления детства, не стараясь изобразить конкретные эпизоды революционной истории, воплотить образы известных личностей. Он стремится передать сам дух славной эпохи, ту героическую атмосферу, которая волнует нас в песнях, документах, фотографиях, кинохронике тех лет. Но использует художник бесценный материал личных наблюдений. Оттого его картина так достоверна, так мощно и трепетно напоена звуками и красками волнующего события, уместившегося в коротенькую строчку: «Красные пришли».

По узкой деревенской улочке мчится разгоряченный недавним боем эскадрон – суровые, но просветленные сознанием победы лица, вихрь из-под копыт, стук подков, храп лошадей. А вдали – на втором плане картины – мы видим метнувшуюся вперед фигурку мальчика в светлой рубашке. Он стоит на крыльце своего дома и с восторгом смотрит на проносящихся мимо запыленных всадников. Художник изобразил себя мальчонкой, которому легендарные красноармейцы на взмыленных конях казались в то время гигантами.

Впечатляющая сила картины, истинность переживаний маленького героя основаны на абсолютном знании жизни, людей тех далеких лет. Художник изображает красноармейцев – недавних пахарей и мастеровых – с убедительной точностью отдельных портретных характеристик и общим цельным образом боевого отряда, пламенных единомышленников, стремительного «железного потока». А насколько сведущ, безупречно правдив автор в изображении лошадей! И это не только в картине «Красные пришли», но и во многих других полотнах.

Любовь к природе, ко всему живому, заложенная с детства, движет кистью живописца, когда он мысленно наблюдает летящих по деревенской улочке лошадей. Снова вспоминает Евсей Евсеевич мудрого деда, его доброту, бесконечное уважение к людям, земле, природе: «Не могу себе представить, чтобы дед мой бросил на землю битое стекло или железку, чтоб он зря сломал ветку с дерева. Помню, как он, сильный мужчина, заплакал, когда били лошадь. Он органически, кровно был связан с природой».

Мальчик в глубине картины «Красные пришли» – наследник и хранитель высокой народной нравственности. Поэтому его образ так тесно переплетается с думами и заботами сегодняшнего дня. Художник соединяет в картине прошлое и настоящее, персонаж немого свидетеля и авторскую личность. Это он сам – наш современник, за плечами которого бои Великой Отечественной войны, ополчение, плен, концлагерь, освобождение. Он же свидетель того не тускнеющего с годами события, когда в родное село пришли красные конники. Преемственная связь героев революции и победителей Великой Отечественной придает полотну особую тональность философского раздумья о судьбах Родины.

«Красные пришли» и другие произведения Е. Моисеенко на историко-революционную тему продолжают славную традицию советской классики, вдохновленной Великим Октябрем. Эта картина пополняет ряд замечательных творений живописи, среди которых прежде всего «Тачанка» и «Трубачи Первой Конной» М. Грекова, «Смерть комиссара» К. Петрова-Водкина, «Оборона Петрограда» А. Дейнеки. Картина Е. Моисеенко «Красные пришли» была удостоена Государственной премии РСФСР и приобретена Русским музеем.

Успех произведению принесло не только мастерство автора, но и огромный гражданский опыт, уникальность биографии художника. Справедливо и точно отметил это писатель Федор Абрамов: «Моисеенко крутого замеса человек, он выварен в самых крутых щелоках эпохи. И не отсюда ли эта богатырская мощь его как художника, этот эпический размах его творчества!».



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru