Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Рассказы о картинах и скульптурах  /

«Портрет Петра I» Михаила Ломоносова

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  

  «Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник, Стихотворец – он все испытал и все проник» – так охарактеризовал Пушкин выдающуюся личность М. В. Ломоносова.

М. Ломоносов. Портрет Петра I. Смальта. 1754.
М. Ломоносов. «Портрет
Петра I». Смальта. 1754.

В одном из эрмитажных залов экспонируются мозаичные произведения созданные великим русским ученым и его учениками Среди этих работ выделяется портрет Петра I – убедительное подтверждение незаурядного художественного дарования Ломоносова. Он начал работать как технолог-мозаичист после знакомства в 1746–1750 годы с привезенными из Италии мозаичными произведениями «Плачущий апостол Петр» и «Портрет императрицы Елизаветы Петровны». Они были набраны в Риме в ватиканской мозаичной мастерской. Вдохновляющим образцом для Ломоносова послужили также древнерусские мозаики Киева и Новгорода XI–XII веков. Русский ученый мечтал возродить монументальное искусстве «для убранства огромных публичных строений», способное «разрешению задач художества государственного, всенародного». Свое отношение к мозаике Ломоносов выразил в стихотворении «Письмо о пользе Стекла...»:

Искусство, коим был прославлен Апеллес
И коим ныне Рим главу свою вознес,
Коль пользы от Стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы в век хранят геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц,
Чрез множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся
.

Секрет изготовления смальт – цветных стекловидных масс – к тому времени в России был забыт, в Европе же хранился в строгой тайне. С 1749 года Ломоносов начал разработку технологии по изготовлению цретных стекол, смальт и красителей для них. Его достижения получили общеевропейское признание. Академик Эйлер писал ученому: «Достойное вас дело есть, что вы стеклу все возможные цвета дать можете. Здешние химики сие изобретение за великое дело почитают». 112 тонов и свыше 1000 оттенков включала ломоносовская мозаичная палитра. Это намного превосходило набор цветов ватиканской мастерской. Проводя научные изыскания, Ломоносов не ограничивал свою задачу получением только смальт. Он стремился создать технологический процесс изготовления оптического, посудного стекла, финифти, бисера и стекляруса.

В 1752 году, завершив огромную исследовательскую работу, Ломоносов сумел убедить Сенат предоставить ему право на производство цветных стекол в России. Для этих целей специальным указом в Капорском уезде вблизи Ораниенбаума (ныне город Ломоносов) на реке Рудице основали Усть-Рудицкую фабрику. На предприятии были установлены смесительные и шлифовально-полировальные машины, сконструированные Ломоносовым. Первую продукцию фабрика выпустила в 1754 году. В ассортимент изделий входили: стеклярус, бисер, табакерки, кружки, графины, чернильницы, столешницы, но самое главное – цветная смальта.

Работу над портретом Петра I Ломоносов начал в мозаичной мастерской на Васильевском острове, а продолжил в Усть-Рудице. Вначале он выполнил рисунок в цвете со знаменитых живописных изображений Петра I: лицо – с портрета работы Л. Каравакка, а доспехи – с портрета кисти Ж.-М. Натье. Для набора использовались смальты крупных размеров (2 сантиметра).

Техника набора, изобретенная Ломоносовым, состояла в следующем. Для основания мозаики использовался железный или медный ящик с невысокими бортами (1,5–2 сантиметра). Он заполнялся временным грунтом из смеси алебастра и рыбьего клея. На тщательно заглаженную поверхность с помощью основания и заполняя образовавшиеся углубления маслянично-канифольной мастикой, Ломоносов осуществлял подбор мозаичных кубиков. Кусочки смальты вдавливались в мастику и плотно пригонялись друг к другу так, что шов между ними составлял всего 0,2–0,5 мм. Потом на машинах мозаику подвергали шлифовке и полировке сначала песком, а затем порошком пемзы и трепела.

Портрет Петра I отличают высокие художественные достоинства. Глубоко и проникновенно воплощен образ человека неукротимой энергии и творческого порыва. Выразительно лицо, набранное из розоватых и светло-коричневых смальт разнообразных оттенков. Вороненые латы, муаровая лента ордена Андрея Первозванного, галстук и горностаевый мех мантии блестяще переданы яркими, многоцветными смальтами.

Изобретатель русской мозаики имел много учеников – художников М. Васильева, Е. Мельникова, М. Мешкова, Я. Шалаурова, мастеров-смальтоваров: И. Цильха, Ф. Рогожина, П. Кириллова. В последующем ими были созданы еще три портрета Петра I, но менее значительные в художественном отношении. Всего по документам известно 40 мозаик, набранных Ломоносовым и его последователями. В музеях страны хранятся 23 произведения, шесть из которых в Эрмитаже. Местонахождение же остальных 17 неизвестно.

М. Ломоносов. «Полтавская баталия». Смальта. 1761–1765.
М. Ломоносов. «Полтавская баталия». Смальта. 1761–1765.

Самая большая мозаичная картина ломоносовской мастерской – «Полтавская баталия» (1761–1765) украшает ныне верхний вестибюль здания Академии наук в Ленинграде. Это единственное осуществленное произведение из грандиозного проекта памятника Петру I. В 1758 году Ломоносов представил на конкурс, устроенный Сенатом, проект украшения интерьера Петропавловского собора, где был захоронен Петр I. Предполагалось создать 17 мозаик с изображениями наиболее существенных эпизодов деятельности Петра и аллегорические сцены. Ученый придавал проекту большое патриотическое значение: «увековечить в живописных мозаичных произведениях деяния Петра Великого в назидание потомству». В связи со смертью Ломоносова в 1765 году этот замысел не получил завершения, Усть-Рудицкая фабрика постепенно пришла в упадок и вскоре прекратила свое существование.

Русская Академия художеств высоко оценила заслуги Ломоносова-мозаичиста, избрав его почетным членом. Обращаясь к воспитанникам этого учебного заведения, ученый призывал: «представить пред просвещенныя Европы проницательное остроумие, твердое рассуждение и ко всем искусствам особливую способность нашего народа».

Монументальное искусство мозаики получило дальнейшее развитие в России только в XIX веке. В 1848 году была создана мозаичная мастерская Академии художеств. Огромные мозаичные картины украсили Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве. В советское время мозаичные панно составляют убранство многих станций метрополитена и общественных зданий Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru