Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Рассказы о картинах и скульптурах  /

«Давид Сасунский» Ерванда Кочара

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  

  Каждый, кто хотя бы раз побывал в Ереване, надолго запомнит скульптурный памятник Давиду Сасунскому, выполненный народным художником СССР Ервандом Кочаром. Немногим более двадцати лет назад создан этот монумент, но уже невозможно представить себе древний город, ровесник Рима и Вавилона, без могучего всадника, скачущего на богатырском коне.

Е. Кочар. «Памятник Давиду Сасунскому». Кованая медь, гранит. 1959.
Е. Кочар. «Памятник Давиду
Сасунскому». Кованая медь,
гранит. 1959.

В Армении нет человека, который не знал бы о подвигах Давида Сасунского. Это герой народного эпоса – личность легендарная. Но в основе образа, несомненно, лежат реальные события. Ведь поводом для создания эпоса послужило восстание жителей горного района Сасун против сборщиков дани арабского халифа. Эпос рассказывает о вспыльчивом юноше необычайной силы. Давид никак не мог соразмерить ее и в детских играх то и дело ранил товарищей. Повзрослев, он обратил свою силу на защиту слабых и обиженных. Главный его подвиг – освобождение родной земли от захватчиков и победа над их предводителем Мера Меликом. То был поединок равных соперников. Однако на стороне Давида была справедливость, и это определило победителя.

Зная, что схватка будет нелегкой, Давид берет с собой богатырское оружие предков – меч-молнию и укрощает могучего морского коня Джалали, который в прыжке мог достигнуть солнца. И вот решающий миг поединка. Поднялся на дыбы Джалали и бросился на врага. Разметало ветром гриву коня, и отбросило назад плащ Давида. А сам он гневно сдвинул брови и, поднявшись на стременах, занес свой меч-молнию для сокрушительного удара... Таким и увидел Давида Сасунского Ерванд Кочар.

Человек разностороннего дарования – талантливый живописец, график, скульптор, он создал первые свои значительные произведения в Тифлисе в начале нынешнего века. Затем жил и работал в Париже. Влюбленный в искусство старых мастеров, он в то же время искал новые способы выражения сложной современной действительности. Эти поиски привели его к созданию произведений, где живопись и скульптура существуют в неразрывном единстве. Они принесли ему широкую известность.

Но ни шумный успех, ни парижская слава не смогли удержать художника вдали от родины: в 1936 году Ерванд Кочар приезжает в Ереван – древний и в то же время молодой, строящийся город.

Опыт и знания художника, обогащенные новым соприкосновением с национальной историей и культурой, определили появление важной темы в творчестве мастера. В это время в Армении готовились к празднованию тысячелетия «Давида Сасунского», и Кочар делает иллюстрации к одному из изданий.

Е. Кочар. «Бой Давида с Мсра Меликом». Гуашь. 1939.
Е. Кочар. «Бой Давида с Мсра Меликом». Гуашь. 1939.

Художник видит героев эпоса весомо, материально, объемно и, нарушая привычные представления о книжной графике, рисует гуашью старые камни с рельефами, изображающими эпизоды древнего сказания. Да, фантазия, но прочно связанная с национальной традицией, потому что каменной резьбой исстари украшали в Армении храмы и камни «хачкари».

Эпический характер повествования заставил художника отказаться от ярко выраженного движения в композициях. Даже сцена поединка Давида с Мера Меликом благодаря тому, что фигура юноши изображена в центре уравновешенной композиции, навевает ощущение величавого спокойствия. Все это показывает, сколь талантливо Ерванд Кочар воплотил свое понимание эпоса и традиций армянских камнерезов. По словам одного исследователя, он «выполнил иллюстрации такими, какими, вероятно, и сотворил бы их народ, если бы пожелал запечатлеть в камне свою историю».

Почти два десятилетия спустя художник вновь обращается к этой теме и создает замечательный памятник Давиду Сасунскому. Подобно тому, как на протяжении многих лет, освобождаясь от нехарактерных деталей,становясь символом мужества и справедливости, постепенно складывался образ Давида Сасунского в самом эпосе, так в творчестве мастера окончательно созрел образ чудо-богатыря.

Глядя на иллюстрации Кочара, мы постоянно помним, что события, о которых они рассказывают, происходили очень давно. Об этом нам напоминает и текст эпоса, напечатанный рядом, и сами иллюстрации, стилизованные под старину. Другое дело – памятник на людной площади. Тут скульптор делает нас как бы свидетелями и даже соучастниками происходящего, заражая энергией и чувствами своего героя.

От звона опрокинутой конем чаши до звука опускаемого меча – всего лишь мгновение поединка запечатлел мастер. Но, обходя скульптуру, мы видим, как неуловимо она меняется: прыжок коня переходит в долгий полет, а мгновение превращается в вечность. Как и в эпосе, конкретное событие обретает непреходящее значение.

Если в книге иллюстрации и текст дополняют и поясняют друг друга, то скульптурный памятник обязан «говорить» сам. Даже человеку, незнакомому с текстом «Давида Сасунского», должно быть понятно, что перед ним герой, поднявший меч на врагов своего народа, и победа его несомненна. Сравните прежний графический лист и скульптуру – сколько нового внес Ерванд Кочар! Большей силой налились мышцы всадника и коня. Изменилось лицо Давида. Иначе смотрится прыжок Джалали: горизонтальные линии, дающие устойчивость, превратились в диагональные – и движение стало сильнее, стремительнее!

В памятнике нет случайных, непродуманных линий. С постамента, сложенного из базальтовых глыб и олицетворяющего суровую природу Армении, льется из опрокинутой чаши вода. В армянском фольклоре с ней всегда связывалось представление о жизни, о силе. Пастушеская одежда Давида – одежда человека труда, а не воина – заставляет вспомнить историю Армении, в которой созидательный труд народа так часто прерывали захватчики. Необходимость защищать независимость своей родины заставляла крестьянина, ремесленника, пастуха браться за оружие.

Да, трудно найти образ, более близкий армянскому народу и более совершенное воплощение его. Монумент тесно связан с историей и культурой Армении и в то же время отражает высокие общечеловеческие идеалы. Зритель воспринимает его и разумом и чувством. Все это делает памятник Давиду Сасунскому, созданный Ервандом Кочаром, одним из лучших в советском изобразительном искусстве.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru