Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Практические советы  /

Костюмы сказочных героев

 
—  
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  

  Какой наряд выбрать для новогоднего маскарада? Наверное, многие из вас не раз представляли себя героями русских сказок и былин. Царевна-Лебедь, Хозяйка Медной горы, три богатыря – эти величавые, благородные, прекрасные образы волнуют с самых ранних лет, с первого знакомства с ними. Давайте попробуем приблизиться к любимым героям, войти в их образ и просуществовать в нем целую новогоднюю ночь.

Костюмы сказочных героев

Все костюмы былинных и сказочных персонажей создаются на основе форм русского народного костюма, столь хорошо знакомых вам по многочисленным иллюстрациям на страницах журналов и книг. Перелистаем их еще раз, рассмотрим внимательно рисунки, но не просто как занятные картинки, а как вспомогательный материал для создания маскарадного костюма. И, конечно, перечитаем текст, отметив все, что говорится о портретной или образной характеристике героев. И тут увидим, что все персонажи сказок от Бабы Яги до Василисы Прекрасной одеты в одни и те же сарафаны, а костюм Доброго Молодца мало чем отличается по форме от одежды Кощея Бессмертного. Так в чем же разница? Как сделать, чтобы даже висящие на вешалке костюмы говорили нам, кто их хозяин?

Одной из главных эмоционально-образных характеристик костюма является цвет. Именно он, фактура и точно найденные пропорции помогут нам при создании образа.

Давным-давно на Руси переплелись понятия «красный» и «красивый». Поэтому для Красной Девицы можем сделать такой же сарафан, хотя «красный» сарафан может быть вовсе не красного цвета, а просто красиво – «красно» оформлен.

А какого цвета одежды Царевны-Лебедь? Хотя мы знаем, что в природе лебеди бывают и белые и черные, вряд ли кто-то затруднится с ответом. И не только потому, что на память приходят строки А. С. Пушкина:

... Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет
.

Но и потому, что белая лебедушка, Царевна-Лебедь – это символ юности, чистоты.

В арсенале русского народного костюма существует форма одежды, удивительно подходящая для создания наряда Царевны-Лебедь. Это летник, одеяние, расширенное книзу и чуть удлиненное сзади, с длинными, расклешенными рукавами. Летник надевали невесты на свадьбах, он входил в малый царицын наряд. В широкие рукава летника вставляются другие – узкие и длинные (как бы от сорочки), с широкими, жесткими, богато украшенными манжетами, напоминающими браслеты, называемыми запястье, зарукавье. Верхний рукав отделывается расшитой полосой. Мы же можем по низу рукавов и подолу с помощью росписи или аппликации изобразить мотивы волн, брызги морской воды, из которой вышла Царевна-Лебедь. Воротник делается большой (оплечье) или маленький (стойка), но в том и другом случаях – это жесткие, отделанные украшениями воротники-ожерелья. В край подола вшивается толстый шнур, держащий форму и помогающий создать впечатление плывущей «лебединой» походки.

Костюмы сказочных героев

Венец (кокошник) может быть разной формы. Это высокий торжественный головной убор на жестком каркасе, оформленный бисером, бусами и блестками, с вуалью. Наиболее характерным было украшение жемчугом.

Девушки носили косы. «Коса – девичья краса», – гласит поговорка. В волосы вплетали косники – металлические или картонные треугольники, обтянутые тканью и расшитые бусами. Мы советуем сплести косу из разноцветных шнуров, лент, украсить ее мишурой, бусами. Малахитница, Медной горы хозяйка... Само имя диктует нам цвет костюма. Вот строки из «Малахитовой шкатулки» Бажова: «А одежда и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить».

За основу этого костюма возьмем сорочку с сарафаном. И это тоже обоснованно, ведь Хозяйку Медной горы вначале принимали за простую девушку. Сорочка кроилась из прямого куска ткани, перегнутого пополам по линии плеча. Вырезалась только горловина. Рукав тоже мог быть прямым, собранным снизу либо зауженным – его следует выкроить на 10–15 см длиннее мерки, чтобы он присобрался по руке.

Сарафаны кроились по-своему в каждом уголке России. Один из вариантов – цельнокроеный в талии, расклешенный. Его можно сделать и прямым, расширив за счет клиньев, вставленных в боковые швы. Сарафан мог быть распашным, то есть застегивался спереди на множество пуговиц, отделывался лентами, бейками. Можно расшить его мишурой, елочными бусами, блестками, украсить подол изображениями разноцветных ящерок, сделанных при помощи трафарета или выполненных аппликацией.

Душегрея придает костюму парадность, торжественность и величавость. Она шилась из жестких нарядных тканей. Наиболее красивая, но и сложная в изготовлении деталь душегреи – спинка. Она закладывается глубокими вертикальными складками, которые следует зафиксировать. Ленты, тесьму, бахрому пришивают заранее, а отделывают бисером, бусами, блестками уже в готовом виде. Застежка потайная (на крючках) или на больших пуговицах. Можно сделать душегрею из бортовки или грубой тарной ткани и расписать ее.

Кокошник – традиционной формы, украшенный «самоцветами». Но можно попытаться придумать его, сделав похожим на кристалл. Вуаль – из крашеного тюля, капрона, марли.

Костюмы сказочных героев

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – любимые герои нашего детства. Их костюмы, как и одежда других сказочных героев, делаются на основе русского воинского облачения. Рубаха (чаще красного цвета) с зауженными книзу рукавами (широкие рукава неудобны в бою), штаны простой формы заправлены в сапоги. Поверх рубахи надевалась кольчуга. Умеющие вязать могут сделать кольчугу на спицах из веревки и покрасить сверху серебряной краской. Поверх кольчуги можно укрепить металлические или картонные бляшки, выкрашенные бронзовой краской. Кольчуга подпоясывалась широким кожаным поясом, к которому крепился меч.

Тот, кто усидчив и не ленив, может попытаться изготовить подвижные доспехи из толстых картонных пластин, связанных шнуром, как указано на схеме, воспроизведя таким образом подлинные доспехи, называвшиеся на Руси броней. Менее терпеливым можно посоветовать сделать доспехи цельными, расписать их. Перед и спинка у таких доспехов соединяются завязками. Или выполнить их из грубой ткани, нашив картонные бляшки, как чешую.

Вероятно, самое трудное в изготовлении – это шлем. Его делают из картона или папье-маше, раскрашивают или обклеивают фольгой. На схеме дан рисунок шапки ерихонки. Такие шлемы носили в XVII веке богатые и знатные воины, поэтому ерихонки украшались золотом, серебром и драгоценными камнями. Все шлемы надевались на шапки или толстые подкладки.

Не забудьте о плаще. Он скреплялся на груди пряжкой. И о гриме: делая усы и бороду, полумайте, какого цвета и формы они должны быть у вашего героя.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru