Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Практические советы  /

Рисунок для живописи

 
—  
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  

  Работа над картиной или живописным этюдом, как известно, начинается с рисунка, выполняемого различными способами на грунтованной основе – доске, холсте, картоне или бумаге. Когда грунт хорошо высохнет и станет похожим на слоновую кость, то первое, что ты должен сделать, – это набросать рисунок. Так советовал начинающим живописцам итальянский художник эпохи Возрождения Ченнино Ченнини. А мастер советской живописи А. Дейнека говорил, что рисунок – это ключ к живописным приемам художника.

Предварительный рисунок для живописи имеет свою специфику. По характеру и задачам он несколько отличается от длительного, многосеансного штудирования натуры, существуя как начальный, вспомогательный этап работы над живописным произведением. Такой рисунок не всегда предполагает тщательную, подробную моделировку формы. Здесь понятие законченности особое: компоновка, точно взятые пропорции, основные взаимосвязи форм и объемов, предельно экономное использование изобразительных средств.

Иногда, работая над подготовительным рисунком, важно уметь остановиться вовремя, не переходя границу, за которой он перестает соответствовать своему назначению как вспомогательному и направляющему этапу в живописи.

Следует напомнить слова известного художника и педагога П. Павлинова:

«Мы не можем сразу одним жестом построить рисунок: мы поневоле строим его постепенно, как сооружение из кирпичей, – линиями, точками, пятнами. И необходимость удерживать каждое свое движение карандашом по бумаге в подчинении общей идее изображения – непременное условие добиться целостности».

Излишне перегруженный деталями рисунок не позволяет работать в живописи свободно. Боязнь сбиться с него и потерять детали сковывает действия малоопытного живописца, отвлекает от целостного восприятия натуры. В результате он нередко становится на путь излишней детализации форм, пассивного раскрашивания намеченного.

Нецелесообразно загромождать грунтованную поверхность множеством линий и росчерков, в которых нередко запутывается живописец, начиная работать цветом. Переход от такого рисунка к живописи должен быть гармоничным, естественным. Полезно следовать примеру опытных мастеров, учиться у них бережному отношению к грунтованной поверхности. Константин Федорович Юон отмечал:

«Чувство пластического есть чувство природного строения формы. Чувство строения гор, скал или хотя бы морских волн, в архитектурных сооружениях или в перспективе удаляющихся планов почвы и небесного свода отнюдь не иное, чем при наблюдениях и изображениях человеческого обнаженного тела или животных. Чем больше анатомического анализа и расслоения, чем больше внутренних и мускульных форм отражено на наружной поверхности живописного изображения, тем оно художественнее и пластически ценнее».

Следует уже в предварительном рисунке добиваться полного сходства с изображаемым. В дальнейшем характер модели будет уточнен цветом, моделировкой объемов, светотенью. Как делается такой рисунок? Расскажем о наиболее доступных приемах его выполнения.

Существует, например, способ перенесения изображения на грунт с картона. Речь идет о вспомогательном рисунке, выполненном на отдельном листе в размер будущего произведения. К нему живописцы обычно прибегают в случае сложных композиционных построений картины. Рисунок-картон может выполняться различными материалами, но чаще всего углем. Это понятно, ведь уголь – материал, легко поддающийся исправлению.

На грунт рисунок переводится передавливанием. Для этого необходимо обратную сторону картона затереть углем или не быстро сохнущей краской. Можно применять и отдельную копирку, полученную таким же способом, закладываемую при переводе между картоном и грунтованной поверхностью.

Как известно, старые мастера переводили рисунок с картона на грунт «припорохом». Для этого они сначала прокалывали картон по контурам изображения иглой, а затем, положив его на грунт, «проходили» все отверстия ватным тампоном, пропитанным угольным порошком или тертой сангиной. Полученный таким способом рисунок после определенной проработки начинали покрывать красками.

Можно перевести на грунт изображение и с помощью «сетки». Для этого подготовительный рисунок и плоскость картины расчерчиваются на одинаковое количество квадратов. Подобную «сетку» нередко можно увидеть на подготовительных работах мастеров. Этот способ особенно часто применяется в случае необходимости уменьшать или увеличивать размеры произведения.

Рисунок может быть выполнен и непосредственно на грунте. В этом случае он делается, как правило, углем (или другим мягким материалом), который легко снимается сухой тряпкой, широкой кистью или пучком перьев, если необходимо внести коррективы. После того как рисунок закончен, с грунта осторожно удаляется излишек угля, а затем идет доработка кистью и жидкой масляной краской одного или двух цветов (ультрамарин, умбра, кость жженая). Можно вначале обвести изображение краской или тушью, а потом уже снимать излишек угля. Многое в данном случае зависит от задачи живописи, в частности, от того, какой прием письма будет использован. При корпусном письме выгоден рисунок углем, а при живописи прозрачными лессировками целесообразнее выполнять его более строго, лучше всего тушью.

Некоторые художники наносят краски прямо на рисунок, сделанный углем, предварительно закрепив его спецальным фиксатором, чтобы уголь не смешивался с краской.

Но часто рисуют сразу на грунте без предварительного угольного или карандашного наброска. В этом случае меньше загрязняется грунтованная поверхность основы. Такое изображение непосредственно входит в живопись и не требует дополнительных материалов. Но выполнять уверенно его могут только художники, обладающие достаточным практическим опытом.

В случае, если предполагается работать красками на цветном грунте, рисунок делается мелом или пастелью. Применение того или иного способа и материала зависит от конкретной задачи, решаемой в живописи, и обусловлено особенностями индивидуальной манеры художника.

Большую пользу могут принести упражнения в так называемых краткосрочных, быстро выполняемых набросках, которые развивают чувство композиции, заставляют видеть в натуре главное, характерное, приучают к уверенным, рациональным действиям.

Краткосрочные зарисовки и этюды целесообразно выполнять на бумаге разного цвета и сорта различными материалами, но лучше кистью и масляной краской. В этом случае они не требуют фиксации и удобны для хранения, а главное – максимально приблизят опыт начинающего художника к выполнению заданий в технике масляной живописи.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru