Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Мастера отечественного искусства  /

Лидия Бродская: «Учусь у природы»

 
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  
—  

  С детства в Лидии Исааковне Бродской боролись два больших чувства, две сильные привязанности. Она росла среди картин, ей были привычны запахи красок и вид белого поля холста. В мастерской отца – художника Исаака Израилевича Бродского с трехлетнего возраста у нее был собственный уголок, где она рисовала и писала кукол, клоунов, цветы, придуманные пейзажи. Одновременно очень любила музыку и танцы.

Л. Бродская. «Весенний разлив». Масло. 1979.
Л. Бродская. «Весенний разлив». Масло. 1979.

В одиннадцать лет поступила в Ленинградское балетное училище. Любовь к танцам в этот период одержала верх. Восемь лет в училище были порой непрерывного труда, кропотливых занятий под руководством замечательного педагога Агриппины Яковлевны Вагановой. Утро начиналось с урока классического танца, затем шли общеобразовательные предметы, чередуясь с занятиями мимикой, характерным и бальным танцем, музыкой, фехтованием. Учеба продолжалась даже поздно вечером, когда отправлялись домой «приходящие» и оставались в училище только мы – «интернатские». В 1928 году окончила балетное училище, которое так много дало ей, стало первой школой таких прославленных артисток балета, как Галина Уланова, Татьяна Вечеслова.

После училища работала в кинотеатре, участвуя по 12 раз в день в небольших концертах перед сеансами. Позже стала выступать в мюзик-холле, а спустя время – в трио эстрадных акробатов. Номер назывался «Трио Кастеллио» – тогда считалось модным давать иностранные имена эстрадным программам. Работа была трудной, требующей немало смелости, физического напряжения. Как-то в течение года выполняла на сцене прыжок с семиметровой высоты в руки партнеров. Очень боялась, но все же прыгала, потому что старалась воспитать в себе волю и решительность.

Л. Бродская. «Весна на пашне». Масло. 1950.
Л. Бродская. «Весна на пашне». Масло. 1950.

Однажды партнеры по номеру дали себе отдых и некоторое время не выступали на эстраде. Лидия пришла в мастерскую отца, попросила краски и стала писать. Папа похвалил ее работу, сказал, что если она будет старательно трудиться, сможет стать художником. Перелом в ее судьбе произошел не так просто: четыре года она находилась в двойственном состоянии, буквально разрывалась на части – выступала на эстраде и в то же время увлеченно занималась живописью. Окончательно порвала со сценой, когда ей было 29 лет.

У нее как будто было две жизни: вначале бурная, яркая жизнь на сцене, где много шума, света, где меня окружали зрители, гремели аплодисменты, и вторая – уединение в мастерской, сосредоточенность, поездки на этюды. Конечно, эта вторая жизнь нравилась ей больше. Хотя и довольно поздно, но она нашла свое настоящее призвание.

Среди тех, кто помогал Бродской в живописи, были замечательные художники. Но, конечно, главным учителем был отец. Когда она пришла первый раз в его мастерскую в институте при Академии художеств в Ленинграде, остро почувствовала робость, неуверенность. Но ученики Бродского охотно пришли ей на помощь, среди них – Владимир Серов, Александр Лактионов, Петр Белоусов, Юрий Непринцев.

Л. Бродская. «Золотая осень». Масло. 1972.
Л. Бродская. «Золотая осень». Масло. 1972.

Лидия хорошо помнит заветы отца: мастерство завоевывается упорным трудом, вдумчивым освоением натуры. Он терпеливо объяснял, как надо писать красками, советовал изучать приемы мастеров прошлого, большое внимание уделял развитию памяти, воображения. Отец учил писать пейзаж «глазами» – когда просто идешь по улице, больше наблюдать и смотреть. Он умер, так и не узнав, что его дочь стала художником. Тогда он не слишком верил, что она так круто изменит свой путь.

Проучившись менее года в институте, Лидия вместе с мужем – художником Федором Павловичем Решетниковым переехала жить в Москву. Начала пробовать свои силы в натюрморте – писала цветы и фрукты, изучала технологию живописи. Как-то, работая в поленовских местах, познакомилась с художником Николаем Петровичем Крымовым – это была очень важная встреча. Выдающийся мастер пейзажа интересно рассказывал о значении света, тона, цвета в живописи. Очень помог советами и указаниями.

Немало дали и встречи с другими мастерами – Василием Никитичем Мешковым, Борисом Николаевичем Яковлевым. Памятна и большая помощь знатока природы художника Николая Яковлевича Белянина – с ним на этюдах Бродская лучше узнала и полюбила Подмосковье. Именно с чудесного подмосковного уголка началась ее одержимость пейзажем. Этот новый перелом в жизни и творчестве наступил в 1946 году, когда ее семья отдыхала на даче в Крюкове. Остро ощутила красоту и неброскую прелесть природы, почувствовала непреодолимое желание написать эти пейзажи. Работала не жалея сил, в любую погоду, забывала о еде, спала мало, торопилась не упустить время с раннего утра и писала обычно до темноты.

Л. Бродская. «Байкал. У истоков Ангары». Масло. 1962.
Л. Бродская. «Байкал. У истоков Ангары». Масло. 1962.

С тех пор самым необходимым и щедрым моим учителем стала природа, ее богатый, многообразный мир. Русская пейзажная живопись и непосредственное ощущение природы всегда направляли ее в работе, приносили творческое вдохновение.

Бродской была ближе средняя полоса и скорее север, чем юг. Соответственно и планировала она свои поездки по стране, а их было немало за сорок лет работы. Ряд картин и бесчисленные этюды созданы в окрестностях Академической дачи в Калининской области. В разные годы писала в таких прекрасных живописных уголках Подмосковья, как Звенигород, Сенеж, Поленово, Свистуха, Истра...

В 1951 году Лидия поехала на Волгу, жила в деревне под Горьким. Окружающие места привлекали широкими просторными далями, величавым раздольем берегов реки с высокой колосящейся рожью. После Волги была длительная, изматывающая поездка на машине по Уралу. Ехали через Горький, Куйбышев, Златоуст на Миас, по руслам рек, застревали над пропастями, пробивались по нехоженым тропам. Машина ломалась и ремонтировалась на ходу, страшно изводили оводы. Но все трудности и неудобства окупались суровым и неповторимым очарованием природы. На Урале удивительные цветы невероятных размеров. Колокольчики, клевер достигают там высоты человеческого роста.

Л. Бродская. «Весна на полях». Масло. 1983.
Л. Бродская. «Весна на полях». Масло. 1983.

Трижды Бродская работала в Каневе на Украине, воплощая образ шевченковских мест, реки Днепр и ее поросших лесом берегов. В 1956 году вместе с Решетниковым поехала под Полтаву – в Сорочинцы, писала этюды на реке Псёл.

Особенно дороги Лидии были Байкал, Енисей, Ангару. С группой художников-графиков она плыла на пароходе «Комсомолец» по Байкалу, бродила по Баргузинскому заповеднику, ела настоящую рыбацкую уху. В этой поездке были памятные встречи с интересными людьми – охотниками, геологами, рыбаками. Хотя писала в Сибири много и почерпнула массу впечатлений, они были настолько сильны и необычны, что долго не могла представить их в виде каких-то определенных композиций. Лишь когда она побывала там еще раз, все стало на свои места. Вновь пришлось пережить очарование края, воплотить богатырскую мощь и невиданную грандиозность Сибири.

Позже никаким другим впечатлениям не удалось оттеснить глубокой творческой привязанности к Сибири. Монументальные бескрайние пейзажи Урала и Сибири представляются мне эпическим образом России.

В поездках по Италии, Индии, Испании Бродская осматривала музеи, знакомилась с искусством этих стран, любовалась экзотикой. В Индии все было так сказочно, необычно, диковинно. Поначалу хотелось писать, но ничего не вышло. Яркий быт, сверкание немыслимых красок оказались чужими, не вызвали душевного отклика.

Л. Бродская. «Морозное утро». Масло. 1957.
Л. Бродская. «Морозное утро». Масло. 1957.

Не встретить в картинах Лидии и изображения человека, но она стремилась, чтобы он присутствовал в них незримо, определял лирическое настроение пейзажа. Больше всего она любила зимние просторы, тончайшие состояния ранней весны, пробуждения земли от долгого сна. Любила писать туманы, закаты, сумерки, вечернее чистое небо, спокойные реки и быстрые ручьи...

Во все времена в искусстве превыше всего ценилась жизненная правда, умение искренне и страстно рассказать о своей эпохе. Как это сделал, например, великий Перов. Искусство пейзажа также неотделимо от времени, хотя на полотне может и не быть его точных конкретных примет. Ведь природа сегодня дорога нам не меньше, чем пейзажистам прошлого века. И в живописи большинство людей ценит то же, что и раньше, – красоту, искренность, верность жизни, любовь к тому, что изображаешь.

И начинающим художникам прежде всего необходимы огромная любовь к делу, постоянное совершенствование мастерства, неуклонное следование правде, восхищение красотой человека и природы. И главное упорный труд.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru