Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Уроки изобразительного искусства  /

Природа – главный учитель

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  

  При обучении изобразительной грамоте переход от работы в помещении к пленэру особенно сложен. Природа так богата и интересна, что начинающий художник теряется.

«Цветы». Акваркль.\n«Цветы». Акваркль.
 «Цветы». Акваркль. «Дерево». Карандаш.

Самое увлекательное – это делать открытия. Нет двух одинаковых листьев, двух одинаковых яблок, что одни и те же цвета могут быть гармоничными в одних сочетаниях и дисгармоничными в других. Рассматривать надо всю гамму красок вместе, а не отдельно каждую, цвет пишется таким, каким становится в совокупности с другими.

В мастерской постигаются удивительные тайны восприятия цвета, тона, материальности предметов. Линии рисунка постепенно из невыразительных, одинаковых по тону становятся пространственными.

Первые натюрморты – это чаще всего овощи или фрукты, обязательно настоящие, не муляжи. Фрукты лучше выбирать локально окрашенные, чтобы легче было проследить изменение тона, а следовательно, легче вылепить их форму.

Натюрморты можно усложнить – ввести фрукты с мягким переходом от цвета к цвету, например, желтое яблоко с красным бочком. Такие постановки полезны для освоения сложной техники акварели, выполнять их лучше на небольших листах бумаги, примерно 20x30 сантиметров. Затем в постановки вводятся простые предметы домашнего обихода цилиндрической или конической формы, желательно светлой окраски, без украшений.

К. Коровин. «Москворецкий мост». Масло. 1914.
 «Бегония». Тушь, перо. «Дворик». Акварель.

В начале лета необходимо выходить на пленэр. Работа на природе специфична: большие пространства, обилие света, цвета и воздуха, постоянно меняющаяся погода. Главное же, пейзаж – это не простая копия с натуры, а выявление отношения к ней. настроения, переживания. Чем богаче чувства, тем содержательнее и глубже будут этюды учащихся. Вот тогда особенно важно найти связь с предыдущими, уже освоенными в классе заданиями. Ближе всего к натюрморту – «микропейзаж». Так можно назвать малые природные формы: цветы, листья, ветки, камни, пеньки, детали построек, например, крыльцо, окно, скамейка. Натуру надо отбирать тщательно. Можно найти интересное дерево или группу деревьев, заранее проверить, как они освещаются солнцем, есть ли рядом для сравнения деревья других пород.

Важно обращать внимание на фактуру предметов, характер материала, из которого они сделаны, на пластику форм. Избегайте механической и однообразной штриховки. Самой невыразительной бывает штриховка под прямым углом, крест-накрест, она лишает рисунок динамичности, словно марлей покрывая его, отчего изображение становится скучным, вялым. При штриховке следите за формой предмета. Рисунок и без штриховки может быть выразительным, если умело пользоваться линией, диапазоном ее тональных возможностей от самой тонкой и легкой до широкой и темной, положенной плоскостью грифеля. Желательно иметь несколько простых карандашей различной твердости, от Т до ЗМ и мягче. Затачивают их острым конусом и лопаткой, во время работы поворачивают грифель по мере надобности то тонкой, то широкой стороной.

«Цветы и листья». Карандаш.      «Сосна». Акварель.
 «Цветы и листья». Карандаш. «Сосна». Акварель.

Карандашные зарисовки хорошо чередовать с перовыми, которые также выполняются на листах небольшого размера, ведь закомпоновать и обработать пером большую поверхность – дело сложное, требующее много времени и умения. Зарисовки пером дисциплинируют, вырабатывают зоркость глаза, твердость руки, культуру обращения с материалом. Эти качества необходимы и в живописи.

Живопись развивает чувство цвета, глаз начинает различать тончайшие оттенки в процессе длительной практики и внимательного наблюдения натуры. Секреты красок, их сочетаний, пропорции их смешения постигаются не сразу. Поэтому постановки в учебной аудитории и натюрморты на пленэре должны быть ясными по цвету, простыми, привлекательными. Следует помнить, что при работе над сближенными цветовыми отношениями глаз быстрее утомляется и перестает различать сложные цветовые нюансы.

В природе пространство объединяет и согласует светом даже самые яркие краски. Постижение законов воздушной перспективы поможет передать глубину пространства и натюрморта, и пейзажа. В живописном пейзаже важно не только смысловое содержание, но и пространственно-пластическое решение, чувство трехмерности природы. Замечательный русский живописец и педагог Г. К. Савицкий говорил: «Природа нас слишком прельщает красотой и многообразием своих форм, и если вы возьметесь за их выражение, не умея решать более простые, несложные сюжеты, не умея дисциплинировать и последовательно ставить себе задачи, то результатом будет срыв в работе. Надо воспитывать в себе умение последовательно ставить посильные задачи».

«Ступени». Карандаш.      «Лодка». Карандаш.
 «Ступени». Карандаш. «Лодка». Карандаш.

Произведение искусства, даже сложное, состоит из множества относительно простых элементов. Начинающему художнику следует обратить пристальное внимание на изучение этого множества простых элементов, понять их суть. Ведь каждая натурная зарисовка, каждый этюд обогащают память и фантазию, помогают в работе по представлению. Овладев грамотой, вы сможете выразить свои мысли и чувства в натюрморте, пейзаже, сюжетной композиции.

К организации занятий на пленэре надо отнестись очень серьезно. Этюдники, удобные для масляной живописи, в работе с акварелью не удовлетворяют необходимым требованиям. Лучше всего использовать небольшую, примерно 40x50 см или 50x60 см доску (фанера), которая вкладывается в специально сшитый мешок с карманами и отделениями для складного стульчика, красок, карандашей и кистей. Мешок наши учащиеся конструируют сами, по своим чертежам. Носят его, как и этюдник, на плече. На горизонтально лежащей доске акварелью писать лучше, можно избежать потеков, красочный пигмент ложится ровно, но самое главное – рука устает меньше.

Работая на пленэре, чередуйте рисунок и живопись. Одни и те же предметы полезно и написать и нарисовать.

Одна из распространенных ошибок начинающих: они с одинаковым вниманием детально анализируют и свет и тень в пейзаже. Поэтому, прежде чем приступить к этюду, надо решить, исходя из натуры, что тщательно прорабатывать, а что взять более широко, обобщенно.

Наполненная творческим трудом летняя пленэрная практика дает хороший творческий заряд самостоятельной работе. А ведь она имеет исключительное значение для юного художника, закрепляет полученные знания, формирует творческое лицо учащегося.

Внимательный и пытливый ученик всегда найдет для себя натуру – наблюдайте, рисуйте, удивляйтесь, учитесь! Тот, кто чувствует природу, понимает ее, узнает много тайн, доступных только наблюдательному, доброму и любознательному человеку.

«Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучастием в нем, присоединяя к природе прирожденное нам чувство гармонии», – говорил писатель М. М. Пришвин.

Действительно, только человек способен чувствовать гармонию природы, ее красоту, радость ее открытия и восторг наслаждения ею, только человек с развитыми эстетическими чувствами может быть умным и добрым хозяином на нашей прекрасной земле.

Детство особенно восприимчиво к красоте. Детские яркие впечатления сохраняются на всю жизнь. И именно с детства надо воспитывать в себе художника, когда глаза широко и любознательно смотрят на мир, а душа чиста и непосредственна и вся жизнь, вся учеба, все творческие открытия еще впереди.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru