Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Уроки изобразительного искусства  /

Учимся лепить – работа по памяти

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  

  Лепке по памяти принадлежит важное место в воспитании образного видения и пространственного мышления. Она самым активным образом развивает зрительную память, которую можно назвать творческой кладовой. Чем больше запасы этой кладовой, тем уверенней и безошибочней работа, тем в меньшей степени художник или скульптор зависит от натуры. Вспомните слова И. К. Айвазовского: «Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть... живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда!»

В первой беседе было рассказано об отдельных элементах скульптурной формы и о лепке с натуры овощей и фруктов. Следует сочетать лепку с натуры и по памяти, один вид работы как бы является продолжением другого. Это помогает развитию творческого воображения, обостряет способность видеть свежо и цельно, быстро схватывать главное.

Мы уже говорили, что, работая с натуры, юному скульптору надо основываться на четком понимании ее формы, пластики, взаимосвязи с окружающим пространством. Только тогда творчество не будет сковано, обретет индивидуальный почерк.

Лепка по памяти помогает отсеивать случайные или несущественные детали, целенаправленно и осмысленно отбирать самое главное, важное. В сущности, это первые ростки серьезной композиционной работы: вы невольно начинаете комбинировать основными элементами формы.

На уроках приходилось наблюдать, как найденный кем-то из учеников или подсказанный преподавателем удачный прием брался на вооружение всей группой. В результате работы становились одинаковыми. Главное – не свернуть в сторону штампа, подражания.

Как же научиться лепить по памяти? Например, в детских художественных школах успешно используются следующие методы:

  1. Задание по памяти выполняется сразу после окончания лепки с натуры.


  2. Если работа рассчитана на продолжительное время – 6 часов и свыше, то лепка по памяти ведется периодически, чередуясь с натурной. В этом случае она может быть краткосрочной, носить вспомогательный характер, помогать лучшему усвоению особенностей модели. Такие задания выполняются после приобретения некоторых навыков лепки по памяти.


  3. Работа по впечатлению или на основе наблюдений в комнате, на улице, на природе и фиксация этих впечатлений дома или в классе.


Начинающему скульптору лучше всего подойдет первый вид занятий. Если вы вылепили плод перца с натуры, то на следующем занятии эту же самую модель лепите по памяти. С чего начинать выполнение задания? Прежде всего еще раз изучите характер объема, прочувствуйте его, мысленно проанализируйте особенности. Плод перца интересен по форме, не такой уж простой, как Проследите двоякую кривизну общей массы, точно определите и зафиксируйте в памяти характер ее весовых соотношений. Плод перца обладает оригинальным динамичным характером пластической конструкции которая как бы закручивается в пространстве. Он членится на три вытянутые в длину части. «Ребра» как бы связывают его верх и низ, создавая в конечном счете четкий конструктивный образ модели. Очень индивидуальна и пластика перца: красива, мощна и вместе с конструкцией создав: ощущение пульсации объема.

Этапы учебного этюда по памяти

Изучая модель, старайтесь представить ее образ. Это придаст работе индивидуальность. Ведь толкование формы не бывает во всем одинаковым – объемы можно показать более обобщенно и статично, чем в натуре, или заостреннее, динамичнее.

Итак, рассмотрели и изучили модель с точки зрения характера скульптурной формы и закрепили ее пластический образ в своем воображении. После этого надо еще раз посмотреть на натуру, сравнив с задуманным вами образом. Так сделайте несколько раз, пока не убедитесь, что модель вполне изучена и понята. Затем приступайте к работе.

Лепка по памяти плода перца не должна превышать двух часов, за это время можно добиться задуманного результата и притом не засушить этюд. Возьмите нужный кусок хорошо размятой глины и постарайтесь в течение первых 5–7 минут передать характер объема, его пространственную направленность и главные весовые соотношения частей.

Обрабатываемый кусок глины постоянно держите в руках – так лучше ощущается создаваемый объем. Процесс работы состоит из трех основных этапов.

Первый этап – так называемая прокладка глины, то есть определение направленности массы объема в пространстве и выявление весовых соотношений его частей, а также наметка конструктивных элементов формы.

Второй этап – окончательное определение направленности объема в пространстве, полное выявление весовых соотношений его частей, продолжение работы над конструкцией формы и закладка в этюде основополагающих элементов пластического выражения.

Третий этап (завершающий) – воплощение конструктивно-пластического объема модели.

В процессе работы ни на минуту не расставайтесь со сложившимся в воображении образом скульптуры.

«Отбор» деталей модели при работе по памяти ставит задачу – найти нужную меру. Часто начинающие впадают в крайность. Так, можно наблюдать, как ученик, стараясь придать оживленность и динамику форме, беспорядочно «взрывает» свой этюд, невольно усиливая движение формы, преувеличивая весовые соотношения частей объема. В результате ученик «ломает» естественный строй модели, ее пластический характер. Например, ясно, что слишком громкое пение не создает хорошую музыку, то есть одна количественная сторона звука еще не создает мелодию, а следовательно, и хорошую песню. Так и в лепке деформация объема, преувеличение или выявление тех или иных его частей должны иметь творческий, целенаправленный характер, а пределы допустимого пусть определит и прочувствует сам начинающий художник. Элементы скульптурной формы должны быть сбалансированы, то есть согласованы между собой. Если вы на своем этюде усилили движение детали или подчеркнули ее значение, то, естественно, должны подумать, какие другие элементы необходимо ослабить или какую деталь можно опустить, не обеднив при этом скульптуру.

Главное, напомним еще раз, при работе по памяти – не растерять образ, который был задуман на основе изучения модели, тогда вас не занесет в сторону от правильного пути.

Когда этюд по памяти будет закончен, можно взять модель, поставить рядом и сравнить. Прежде всего необходимо обратить внимание на верность передачи главных элементов скульптурной формы – движения объема в пространстве, весовых соотношений его отдельных частей, характера конструкции и ее пластического завершения. Если сущность модели найдена верно, имеет свое пластическое толкование и выполнена с большим чувством, то скульптурный этюд можно признать удачным.

На уроках нередко бывает и так, что учебное задание, повторенное по памяти, получается куда интереснее, чем с натуры. Значит, юный скульптор подошел к работе творчески, получив при этом не только душевное удовлетворение, но и сделав еще один шаг в освоении увлекательного искусства лепки.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru