Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Уроки изобразительного искусства  /

Рисунок с натуры

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  

  В жизни каждого художника большое значение имеют добрые напутствия учителя, особенно первого. Таким учителем для многих ныне известных и очень разных по творческому почерку мастеров, как Гелий Коржев, Петр Оссовский, Николай Андронов, Павел Никонов, Альберт Папикян, был Александр Осипович Барщ (1897–1971). В течение 18 лет, с 1940 года, он преподавал в Московской средней художественной школе. Сегодня мы начинаем публикацию бесед А. О. Барща о той огромной роли, которую играет рисунок в учебном процессе, в становлении художника.

Зрительное восприятие

А. Яковлев. «Руки скрипача». Сангина. 1914.
А. Яковлев. «Руки скрипача».
Сангина. 1914.

Рисунок – ведущая дисциплина в процессе обучения изобразительному искусству. И это понятно, ведь он лежит в основе любого изображения. Именно в рисунке раскрывается содержание художественного произведения, его центральная мысль.

Для художника рисунок служит одновременно средством познания и тем предметно-образным языком, при помощи которого он общается со зрителем, воздействует на него, передает свое отношение к действительности.

Органы зрения, воспринимая внешний мир, дают возможность нашему сознанию ощущать разнообразные качества предметов – цвет, форму, пространство, движение и покой. Восприятие не сумма отдельных, не связанных друг с другом ощущений, а целостный образ предмета или явления.

Но люди видят мир по-разному, так как восприятие человека зависит от его воспитания, культурного уровня, рода занятий. Так, зрительное восприятие художников особенно обострено и глубоко индивидуально. Не все, что художник видит, привлекает его внимание, вызывает желание изображать. Но если какой-нибудь предмет или явление заинтересовало его, пристально вглядывается, старается оценить и осмыслить увиденное. Иными словами, он наблюдает, анализирует и делает для себя выводы.

Т. Жерико. «Испуганный конь». Тушь, перо, кисть. 1816.
Т. Жерико. «Испуганный конь». Тушь, перо, кисть. 1816.

Наблюдательность

Наблюдение бывает различным: длительным и коротким, прерывающимся и непрерывным. В сознании возникает приблизительный, но достаточно устойчивый образ предмета, который является отправным для работы. Умение наблюдать окружающий мир следует считать главным и решающим в творческом методе художника.

Но развить необходимую остроту наблюдательности можно только в результате продолжительной практики и систематических упражнений. Привычка наблюдать вырабатывается постепенно и со временем становится необходимой и обычной не только во время работы, но и всегда и всюду.

Д. Констэбль. «Вид на реку Стур». Сепия. 1830–1836.
Д. Констэбль. «Вид на реку Стур». Сепия. 1830–1836.

Наблюдая и изучая жизнь в ее многообразии, художник получает все новые и новые впечатления, расширяет кругозор, обогащает творческие возможности. Притупление внимания к окружающему влечет за собой остановку в творческом росте.

«Вся жизнь художника должна быть непрерывной цепью наблюдений и впечатлений. Он всегда должен оглядываться по сторонам и без конца смотреть все новое и новое!» – говорил Петр Петрович Кончаловский.

Цельное видение

Умение критически наблюдать, то есть анализировать свое восприятие натуры и делать обобщающие выводы, должно подкрепляться умением цельно видеть. Это специфическое, профессиональное видение, ценная способность зрительно воспринимать предмет или явление, выделяя при этом самое существенное, отличать типическое от характерного, определять внутреннюю связь между отдельными частями.

О. Ренуар. «Купальщицы». Перо. 1916.
О. Ренуар. «Купальщицы». Перо. 1916.

В памяти обычно запечатлевается не весь предмет или явление со всеми деталями и подробностями, а выборочно, самое главное, именно то, что художнику нужно сейчас (или будет нужно впоследствии), чтобы раскрыть в создаваемом образе особенности натуры, мимо которых большинство людей равнодушно проходит. Можно смотреть, но не видеть.

Важно, чтобы результат наблюдения был сохранен в сознании. И здесь на помощь приходит зрительная память.

Зрительная память

Зрительная память развивается благодаря частым упражнениям на запоминание. Эта повышенная у художников способность тесно связана с наблюдательностью. Чем больше собирается впечатлений, тем богаче становится копилка памяти, из которой можно черпать материал, необходимый для работы.

Многие мастера работали, полагаясь главным образом на свою исключительную зрительную память. «Леонардо да Винчи, – писал советский искусствовед А. А. Сидоров, – мог целые дни бродить следом за понравившейся ему фигурой, и при этом так запечатлевал ее в памяти, что, приходя домой, зарисовывал ее, как если бы она сейчас перед ним стояла».

О. Домье. «Выставка 1859 года». Литография.
О. Домье. «Выставка 1859 года». Литография.

Блестящей зрительной памятью обладали замечательные французские художники Густав Доре, Оноре Домье и Эдгар Дега.

Острая наблюдательность и необычайная зрительная память служили Доре основой для прославивших его иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле.

Известно, что Домье никогда не рисовал с натуры, а лишь запечатлевал в памяти увиденное. Дега, гуляя по улицам Парижа, запоминал облик встречавшихся ему людей и, придя домой, писал их по памяти. Айвазовский создавал свои морские пейзажи на основе того, что сохранялось в его памяти от постоянного наблюдения моря, которому он посвятил все творчество. Ведь невозможно написать с натуры молнию, порыв ветра, всплеск волн. Поэтому художник должен запомнить эти явления.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что перед человеком, желающим стать художником, встают четыре основные задачи:

—  воспитывать и развивать способность к наблюдению;
—  учиться цельно видеть;
—  развивать и укреплять зрительную память;
—  учиться рисовать по памяти.

Длительный учебный рисунок

Что он дает? Длительный, основанный на продолжительном изучении натуры рисунок является главной формой обучения изобразительному искусству.

Леонардо да Винчи. «Старый человек и юноша». Сангина. Около 1490.
Леонардо да Винчи. «Старый
человек и юноша». Сангина.
Около 1490.

Этот метод учит моделировать форму, выявлять пластические особенности предметов. Работая над таким заданием, начинающий может постигнуть правила перспективы, анатомию человека и животных, законы распространения света, тоновые отношения. Постепенно он приобретает профессиональные навыки: последовательность ведения работы на основе принципа «от общего к частному, а затем от частного к обогащенному общему», умение цельно видеть, технические приемы рисования, так называемую постановку руки, то есть как держать карандаш, проводить линию, штриховать и так далее. Для длительной постановки, как правило, пользуются мертвой натурой: гипсовыми слепками орнаментов, античных ваз и капителей. При переходе к изучению человека используют копии античных голов, целых фигур и деталей. Параллельно идет изучение живой модели: сначала рисуют голову, торс, а затем мужскую и женскую фигуры.

Учебный рисунок помогает начинающему художнику выработать ряд качеств, которые на профессиональном языке принято называть «постановкой глаза». Это означает, что, помимо умения цельно видеть, наблюдать и запоминать, он должен развивать остроту глазомера для быстрого и точного определения пропорций, а также тоновых отношений.

Длительный рисунок с неподвижной модели, продолжающийся двадцать пять – тридцать часов, приучает к внимательному анализу и подробному изучению натуры. Но в то же время из-за растянутости и многосеансности процесса наблюдения, связанного с одновременной напряженной работой над построением и тональным решением формы, теряется первоначальная острота восприятия и интерес к изображаемому. Внимание порой притупляется и направляется на бесцельные поиски второстепенных деталей и мелочей, и творческий процесс моделирования формы превращается в почти механическое копирование всего, что воспринимает глаз.

Ж. Ф. Милле. «Стирающая женщина». Черный мел. Около 1870.
Ж. Ф. Милле. «Стирающая
женщина». Черный мел.
Около 1870.

Кроме того, длительный учебный рисунок не может научить изображению движения модели с изменением облика, контура, освещенности, состояния. Это относится ко всему движущемуся в природе: облака и тучи, дым и пыль, вода и волны, ветер, животные, птицы, насекомые и, наконец, человек.

Учащиеся, уже имея достаточный запас специальных знаний и навыков в изображении человека, оказываются беспомощными перед задачей реалистически-правдивой передачи человека в действии, в естественной позе, с характерным лицом и убедительным жестом. Именно здесь учащихся больше всего подводит создавшаяся (а со временем укоренившаяся) привычка спокойно, с прохладцей наблюдать и рисовать неподвижную модель, поставленную на длительный срок в искусственную позу, при которой она как бы изолируется от внешнего мира и поэтому пассивна, не живет, не действует, не переживает, теряет свои характерные особенности и выразительность.

Таким образом, длительный учебный рисунок с натуры, несмотря на его ведущую роль в системе обучения, не может полностью разрешить все учебные и воспитательные задачи, неразрывно связанные с подготовкой будущего художника. И здесь на помощь приходит вспомогательный, краткосрочный рисунок двух видов – набросок и зарисовка.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru