Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Уроки изобразительного искусства  /

Работа пастелью

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  

  Пастель – один из самых выразительных материалов. У нее есть замечательное свойство – краски не «стареют», пастель, выполненная 250 лет назад, столь же свежа по цвету, будто создана только что. Сухой пигмент смешивается с клеящим веществом, и из полученного теста (тесто по-итальянски – pasta) формуются карандаши. В зависимости от состава порошка и количества клея пастель может быть твердой, средней мягкости и мягкой.

Ж-Э. Лиотар. «Шоколадница». Пергамент, пастель. 1743–1745.
Ж. Э. Лиотар. «Шоколадница». Пергамент, пастель. 1743–1745.

Пастель непрозрачна или мало прозрачна, обладает интенсивностью цвета. Ее недостаток – в способности осыпаться. Чтобы сохранить рисунок, применяют в качестве основы материалы с шероховатой поверхностью или же фиксируют, закрепляют пастель. В этом случае она несколько темнеет и частично утрачивает бархатистость поверхности.

Обычно пастелью рисуют так же, как цветными карандашами: намечают контуры, штрихуют. Причем наносят краску довольно пастозно, толстым слоем, иногда один цвет перекрывая другим, иногда смешивая их. Неудачные места можно смахнуть щетинной кистью, снять тряпочкой, ватой, хлебным мякишем.

Подобрать необходимые оттенки цвета, даже имея большой набор пастели, сложно. Поэтому краски приходится смешивать, особенно если требуется покрыть значительный участок работы, например фон в натюрморте или небо в пейзаже. Этим приемом достигают перехода от светлого к темному или от одного цвета к другому.

А. Лактионов. «За вышиванием». Бумага на холсте, пастель. 1954.
А. Лактионов. «За вышиванием». Бумага на холсте, пастель. 1954.

Для пастели кисти не нужны. Все делается не растушевкой, а пальцами. Лиотар написал «Шоколадницу» на замше. На замше работал и портретист Сергей Васильевич Малютин. Лактионов наклеивал на холст оберточную бумагу, смазывал ее осетровым клеем, сыпал сверху истолченную пемзу. Получалось нечто вроде наждачной бумаги.

На шероховатом грунте пастель держится достаточно прочно и закреплять ее необязательно. Если краски пачкаются и легко осыпаются, работу нужно как можно скорее поместить под стекло. И сделать паспарту из картона или прокладку из тонкой фанеры, которые не позволили бы рисунку соприкасаться со стеклом.

Говорят, что пастель воздушна. Это верно, но многое зависит от мастерства: можно добиться, если нужно, и плотности, и материальности, и фактурности. Нежная пастель подходит для передачи молодого женского лица, лирического пейзажа, растений и цветов.

А. Шилов. «Сын Родины». Пастель. 1980.
А. Шилов. «Сын Родины». Пастель. 1980.

Старайтесь сделать так, чтобы пастель дышала, передавала трепет живой натуры. Чтобы была полнокровной и звучной. Много и упорно работайте в этой технике, добиваясь предельной завершенности. Выдающийся мастер пастели Морис Кантен де Латур часами и днями «мучил» позировавших ему, даже если они были дофинами и графами, и сам мучился, стремясь достичь совершенства своих портретов.

Трудитесь каждый день. Рисуйте не столько то, что видите, сколько то, что знаете. Если заранее не научились рисовать гипсы – не рассчитывайте на успех и не беритесь за пастель. Гипсы – это прекрасная школа мастерства, которую прошли все выдающиеся художники.

Важны не только чувства, сердце, но и голова. Всегда думайте – как подсказывают сама логика жизни, опыт гениальных мастеров – что хотите сказать зрителям.

Живопись пастелью чередуйте с работой маслом, акварелью, рисованием карандашом, углем, сангиной и другими материалами. Это поможет осмысленно решить любые живописные и графические задачи.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru