Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Уроки изобразительного искусства  /

Изображение растений

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  

  Летом, когда земля покрывается зеленым ковром трав, а на лугах, в лесах и садах распускаются цветы, в альбомах юных художников появляются первые акварельные и карандашные этюды растений. Восхищение неисчерпаемыми чудесами природы естественно выражается в ее изображении. Велико значение таких зарисовок: это не просто тренировка руки и глаза, а познание окружающей действительности и одновременно одна из эффективных форм художественного образования.

И. Левитан. «Одуванчики». Масло. 1889.
И. Левитан. «Одуванчики». Масло. 1889.

Представления о гармонии непосредственно исходят от природы, и растительный мир играет здесь далеко не последнюю роль. Цветы издревле являются содержанием многих натюрмортов, деревья и кустарники вошли неотъемлемой частью в картины крупнейших мастеров живописи, растительный орнамент характерен для всего прикладного искусства. А сколько плодотворных идей черпают в мире растений архитектура и современный дизайн!

Начинающие художники часто рисуют и пишут растения. Однако в первые дни работы неудач куда больше, чем достижений. Вместо привлекательных и художественно полноценных образов на листах бумаги и картона получаются сумбурные путаные формы, в цвете, рисунке которых почти нет ничего от богатства окружающей природы. Изображать растения вовсе не просто. Тут требуется максимум внимания, настойчивости, методичности, а главное – знаний того, что делаешь. Всякий поверхностный, недобросовестный подход, игнорирование ненужных на первый взгляд деталей приводит к неудаче. Форма растений различна по конструктивной сущности, пластике, художественному очарованию. Кроме того, приходится встречаться со всевозможными ракурсами, сложнейшей ритмикой и переплетением форм, с неожиданными цветовыми нюансами.

В. Серов. «Яблоки на листьях». Масло. 1879.
В. Серов. «Яблоки на листьях». Масло. 1879.

Почти все отличают ромашку от одуванчика, но на поверку оказывается, что мало кто может верно описать вид их листьев. Присев отдохнуть в высокой траве, многие не могут узнать самых общеизвестных растений, так как угол зрения становится необычным для глаза. Поэтому первое правило – вдумчиво рассматривай то, что хочешь изобразить. Процесс этот неспешный. Он включает в себя анализ формы и осознание красоты ее построения. Нужно научиться любоваться самой незаметной придорожной травкой и понять, что она так же красива, как и заморская орхидея. Мало того, она – художественно совершенна, и все зависит от того, чтобы увидеть это и суметь воплотить в живописи или рисунке.

Рассматривать растение необходимо с разных сторон, иначе листья и плоды помешают увидеть конструкцию, взаимосвязь элементов и наиболее интересные фактурные особенности. Если это дерево – лучше обойти его вокруг. Небольшой цветок хорошо будет виден на фоне белой рисовальной бумаги (и не обязательно для этого срывать цветок, ведь можно возле него положить лист бумаги). В итоге выбирается удобное место, позволяющее с полнотою раскрыть характер растения.

А. Лаптев. «Листья огурца». Тушь. 1950–е.
А. Лаптев. «Листья огурца». Тушь. 1950–е.

Изображают не только одно растение, иногда возникает потребность в их группировании. Это усложняет композиционный поиск, но положительный результат искупает трудности. Группирование не должно переходить в форму объемистых «богатых» букетов, где цветы, стиснутые в стеклянной банке или вазе, находятся в неестественном состоянии. Посмотрите, как классически просто компонуют расположение букета в своих произведениях такие разные по времени художники, как Е. Романова, А. Васильев, И. Левитан.

Следующий этап – выбор материала и приема его использования. Зарисовки на природе делаются карандашами разных сортов и цветов, соусом, сангиной, углем, пером, тушью. Но не только. Широкими техническими возможностями обладает кисть. Умение рисовать кистью – один из важнейших навыков художника. Она чутко реагирует на малейшее изменение давления руки, и след от нее, чем бы ты ни пользовался: акварелью, тушью или соусом – получается более живым, чем, например, от пера авторучки. Альбом или папка для бумаги должны быть в этом случае соответствующего, удобного размера. Кроме того, можно делать кистью быстрые зарисовки и в технике темперной или масляной живописи – одним или двумя цветами. Польза таких занятий огромна. Именно здесь происходит знакомство со сложнейшими моментами чисто «живописной кухни».

Е. Романова. «Полевые цветы». Масло. 1982.
Е. Романова. «Полевые цветы». Масло. 1982.

Обычно цель зарисовок – познание строения растений. Анализ форм в это время можно считать первично-ознакомительным. Идет привыкание к необычным пропорциям, изучение взаимосвязи изображения и материала, понимание особенностей компоновки, композиции. Изобразительные средства могут быть разнообразными. Важно, чтобы на несложных мотивах художник «почувствовал» растение. Обратите внимание на рисунок А. Лаптева «Листья огурца» или на натюрморт, написанный Валентином Серовым в возрасте пятнадцати лет. Казалось бы, чем привлекли внимание мастеров обычные растения и плоды? Но с какой достоверностью, с каким художественным тактом они переданы!

Начальные упражнения ведут к более сложным трем типам изображения растений: аналитическому, образно-эмоциональному, орнаментально-пластическому.

Аналитические изображения. Главная их цель – тщательное изучение конструкции растения, разбор его отдельных составляющих. Внешне они отличаются четкостью форм, вниманием к деталям (без утраты чувства целого). Чаще всего такие рисунки выполняются линией или четким штрихом. Возможна легкая подкраска акварелью. Посмотрите на этюд М. Нестерова «Азалия». На листе дано художественно совершенное и в то же время такое подробное изображение чудесного цветка!

А. Шовкуненко. «Цветы и лимоны». Масло. 1964.
А. Шовкуненко. «Цветы и лимоны». Масло. 1964.

Могут быть и длительные многочасовые рисунки и этюды с почти научно-детальным фиксированием форм. Такая работа позволяет больше узнать о растении, запомнить и воспроизвести его строение, если необходимо, по памяти. Кроме того, это своеобразная проверка, насколько свободно ты владеешь материалом рисунка и живописи.

Образно-эмоциональные изображения. Подобные зарисовки и этюды направлены на выявление образа растения без особо подробной детализации. Исполненные, как говорится, на едином дыхании, они передают непосредственность восприятия натуры. Работа должна идти быстро. Наиболее подходящий инструмент для рисунка – кисть, а также акварель, гуашь, тушь. Могут быть применены и мягкие сорта карандашей. В живописи такие быстрые односеансные изображения художники называют «нашлепками». Сам процесс работы не требует много времени и может быть закончен в несколько минут. Но чтобы не было слишком поспешных, сырых этюдов и рисунков, необходимо не только хорошо изучить строение растений, но и понаблюдать их в различных временных состояниях или погодных условиях.

Орнаментально-пластические изображения. Особое внимание желательно обращать на выявление орнаментальных качеств природы, повторов, чередований, ритма. Листья, цветы или целое растение передаются в таком ракурсе, так компонуются на бумаге и холсте, чтобы ритмические особенности форм выявились с наибольшей очевидностью. Природный узор деталей растения может быть усилен цветом.

А. Васильев. «Полевые цветы». Темпера. 1978.
А. Васильев. «Полевые цветы». Темпера. 1978.

Такое отношение к натуре характерно для творчества художников, создающих орнаменты. Но сводить орнаментально-пластические изображения только к искусству художников-орнамен-талистов было бы ошибкой. Различная степень ритмической организации присуща любому произведению искусства. Она есть и в природе, которая нас окружает. Посмотрите внимательно на такой, к сожалению, малоизвестный шедевр М. Врубеля, как средняя часть живописного триптиха «Фауст», написанного в 1896 году для кабинета в доме А. В. Морозова в Москве.

Окружающий нас мир, в том числе, конечно, и растительный, интересен и чрезвычайно многообразен. Чем больше вы будете его изучать с карандашом и кистью в руке, чем больше будете писать и рисовать, тем больше сделаете для себя открытий там, где сперва, казалось бы, уже нечего открывать. Знакомство с основными типами изображения растений послужит для вас еще одной ступенью бесконечной лестницы художественного совершенствования.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru