Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Мастера мирового искусства  /

Леа Грундиг – искусство гнева и борьбы

 
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  
—  
—  

  Выразительные рисунки тушью, экспрессивные, настойчиво взывающие к сердцу зрителя жанровые композиции и портреты, выполненные черным мелом, динамичные гравюры, построенные на противоборстве света и тени... В этих скупых на радость, лишенных умиротворенности и покоя графических листах запечатлены сосредоточенные лица рабочих и поникшие фигуры безработных, трогательные образы пролетарских детей и женщин, измученных страхом и нуждой. На других листах изображены рабочие демонстрации и сходки, горячие споры и дискуссии. Живо и точно воплотила немецкая художница Леа Грундиг бедственное положение рабочих и зреющее в их рядах чувство протеста в дни мрачного преддверия фашистского кошмара.

Л. Грундиг. «Чтоб цвела новая Германия». Мел. 1967.
Л. Грундиг. «Чтоб цвела новая Германия». Мел. 1967.

Искусство Леа Грундиг обретает силу и самостоятельность одновременно с гражданским возмужанием немецких трудящихся, осознанием ими необходимости борьбы против власти капитала и угрозы фашизма. Германия начала нашего века – страна активно выступающего за свои права пролетариата. В 20–е годы здесь формируется сильная коммунистическая партия, которая становится притягательным центром для прогрессивных представителей немецкого искусства, главным образом для тех художников, которые прочно связывают свое творчество с рабочим классом. Эти художники объединяются в организации под передовыми лозунгами времени. Образуются такие творческие коллективы, как «Ноябрьская группа», позже – «Красная группа», художественная мастерская при ЦК Коммунистической партии Германии.

Настоящим боевым штабом становится Ассоциация революционных художников Германии. Ее отделения, кроме Берлина, открываются и в других городах. Наиболее активная группа ассоциации работает в Дрездене, в которую входит и Леа Грундиг. Ее деятельность – партийная, творческая, организационная, пропагандистская – в высшей степени отвечает задаче, провозглашенной ассоциацией: «...служить революционному движению не только своим творчеством, но и полным вкладом всей личности».

Л. Грундиг. «Пролетарская девочка». Тушь, перо. 1928.
Л. Грундиг. «Пролетарская
девочка». Тушь, перо. 1928.

Пламенной борьбе художница отдала себя целиком – об этом говорят факты ее биографии и творческой жизни. Еще в ранней юности Леа решила стать художницей. Но отец ее был зажиточным буржуа и настаивал на поступлении дочери в коммерческое училище. Тайком от отца девушка пошла учиться в Дрезденскую академию искусств, фактически навсегда порвав с семьей и буржуазной средой. Ее советчиком и другом, а позже мужем и соратником стал также студент академии, в будущем известный художник-антифашист Ганс Грундиг. Вместе с ним Леа принимает участие в классовых битвах 20–х годов, вступает в коммунистическую партию. Супруги живут в пролетарском районе Дрездена, на собственном опыте ощущая тяжелое положение людей, оставшихся без работы в годы экономического кризиса. Получая нищенское пособие, они много рисуют, занимаются живописью, деля хлеб и заботы с бедняками, которые охотно позируют молодым художникам, поверяют им свои горести. «Нашу жизнь, – пишет в те годы Ганс Грундиг, – направляла партия: для нее мы трудились, не щадя сил, на многих фронтах искусства и пропаганды».

И действительно, художники оформляли агитационные спектакли и сами в них участвовали, организовывали рабочие праздники и выставки, создавали гравюры на злободневные темы, рисовали политические карикатуры для заводских газет. И даже когда партийная печать находилась под запретом, а на коммунистов началось гонение, Леа и Ганс вместе с товарищами выводили крупными буквами на стенах домов: «Долой фашистов! Голосуйте за КПП»

Л. Грундиг. «Воспитательница детского сада». Тушь, кисть. 1941.
Л. Грундиг. «Воспитательница детского сада». Тушь, кисть. 1941.

Приход к власти Гитлера и начало коричневого террора держали художников-коммунистов под вечной опасностью ареста. Не раз к ним являлись с обыском сотрудники гестапо. Гансу и Леа категорически запретили заниматься художественной деятельностью и выставлять свои произведения. Но они готовы были работать в подполье и продолжали борьбу. В 30–е годы художница создает свои лучшие антифашистские серии: «Из жизни женщин», «Под свастикой», «Угроза войны». Ее графическая манера становится экспрессивней, тоновые контрасты – более резкими. Сгущается атмосфера ужаса, нарастает тревога и боль.

Нередко Леа Грундиг обращается к образам детей и женщин, чтобы жестче обозначить губительность режима для самых беззащитных и хрупких жизней. Как вспоминал муж Леа, ее работы «имели одну особенность: в них всегда находили отражение социальные проблемы. Рисуя мальчиков или девочек, она не только передавала всю их детскую прелесть, но и рассказывала о тяжелом существовании этих ребятишек». Листы «Пролетарская девочка», «Матери», «Дети играют в войну», «Мальчик у окна», «Мать с ребенком», «Женщина с детской коляской» отражают забитость, горечь, отчаяние людей, по физической сути своей мирных – женщин и детей. Но вместе с тем автор этих композиции далека от мрачного пессимизма и безверия. Ею руководит человеколюбие и ненависть к врагу. Она одержима гневом к нацизму вместе с такими своими старшими современниками, как Б. Брехт, И. Бехер, К. Кольвиц, Д. Хартфильд, О. Нагель. Не случайно о сильном влиянии замечательной художницы Кете Кольвиц с восхищением пишет Леа в своей книге «Лица и истории»: «Она учила меня видеть в угнетенных пролетариях победоносный класс завтрашнего дня, в оборванных, страдающих людях – победные силы».

Л. Грундиг. «Шахтер из Цвикау». Линогравюра. 1951.
Л. Грундиг. «Шахтер из Цвикау».
Линогравюра. 1951.

Но до победы над фашистским зверем было еще далеко. Предстояли тяжелые испытания. В 1936 году Ганс и Леа подверглись аресту. Затем их освободили, а через два года снова последовал арест. После второго заключения Леа удалось бежать на Ближний Восток. Судьба на одиннадцать лет разлучила ее с мужем, брошенным нацистами в Заксенхаузен. И вдали от родины не умолкает мужественный, протестующий голос художницы. В лагере для перемещенных лиц в Палестине Леа пишет портреты и пейзажи, но главной для нее по-прежнему остается политическая графика. В сериях «Антифашистский букварь», «В долине смерти», «Гетто», «Никогда больше» автор клеймит позором человеконенавистнический режим, взволнованно рассказывает о страданиях миллионов людей, призывает к сплочению и борьбе порабощенные народы.

Возвращение на родину после эмиграции было радостным, вселяющим светлые надежды. Художница вернулась в Германскую Демократическую Республику человеком много пережившим, но не сломленным, с большим творческим опытом и с не меньшим желанием работать еще лучше, со всей полнотой сил и чувств. Ее настроение тех лет красноречиво отразилось в названии одной из значительных послевоенных серий: «Чтоб цвела новая Германия». Чтобы обновленная родина развивалась и крепла, Леа Грундиг энергию и талант отдает творческой и общественной работе. Она становится членом ЦК Социалистической единой партии Германии, возглавляет Союз художников республики, занимается педагогической деятельностью. Много путешествует, воплощая в рисунках и гравюрах обилие наблюдений, наполненных бодрым настроением, пытливым интересом к жизни.

Л. Грундиг. «Мальчик у окна». Тушь, кисть. 1929.
Л. Грундиг. «Мальчик у окна». Тушь, кисть. 1929.

Художница неоднократно приезжала в Советский Союз, побывала в Китае и на Кубе. И всюду стремилась запечатлеть образ человека созидающего, целеустремленного. Материала для этого у нее хватало и в своей стране. Она увлеченно работала во многих ее уголках – делала портреты рабочих и крестьян и невольно сравнивала настоящее с тяжелыми периодами своего творчества: «В прошлом я изображала рабочих как преследуемых, безработных. Теперь я решила показать их в труде. Новая огромная область важнейшей деятельности и человеческих отношений, область новой красоты раскрылась передо мной». Леа Грундиг работала над сериями «Уголь и сталь мира», «Коммунисты». Ее портреты отличаются стремлением к героизации образа. Не случайно своеобразный производственный фон листов, посвященных шахтерам, усиливает мысль о высокой созидательной миссии человека труда.

В серии «Коммунисты» крупноформатные листы, выполненные тушью, представляют людей разных национальностей, характеров, судеб. Но всех их объединяет решимость строить новую жизнь, дать достойный отпор тем, кто посягает на свободу, добытую столь дорогой ценой. Идеи борьбы за мир, протест против угнетения человека человеком продолжают звучать в послевоенном творчестве художницы. Залог и символ мира на земле видит она в труде и духовном богатстве современника, в красоте весенних цветов и лирических образах родной природы. Но мирную жизнь, счастье людей надо активно утверждать и защищать. Нельзя забывать и мрачного прошлого, ведь опасность повторения этого кошмара не миновала совсем. Художницу не покидают мысли о творческом и гражданском долге. Она не перестает размышлять о месте художника в социалистическом строительстве:

Л. Грундиг. «Вы, матери, пусть будут ваши дети жить!». Линогравюра. 1965.
Л. Грундиг. «Вы, матери, пусть
будут ваши дети жить!».
Линогравюра. 1965.

– Каждый из нас страстно пытается создать произведения, говорящие о неутомимости и великолепии нашей жизни, достойные ее, без ложных прикрас. Правда нашей действительности замечательна на фоне прошлого, которое еще присутствует, но приговорено к смерти. Кто считает, что это легко, тот лжет. Но тот, кто видит лишь камни на дороге, тоже лжет. Представить именно этот процесс нашего роста требовательно, критически и вместе с тем любя – вот в чем суть! Именно любя, переживая, заглядывая в будущее и не забывая о прошлом, творит свой образный мир художник-борец Леа Грундиг. Ее искусство становится более многогранным, более мажорным и оптимистичным. Дети, молодые люди, женщины служат для нее постоянным объектом творческого осмысления. Художница делает непосредственные портреты с натуры, обращается к символической трактовке привычных тем и сюжетов, создает многофигурные композиции с аллегорическим смыслом или лаконичные рисунки, подчас близкие плакату по силе и ясности воздействия на зрителя.

Названием замечательной работы на антивоенную тему стали строки Бертольта Брехта: «Вы, матери, пусть будут ваши дети жить!» Четыре материнские руки – символ защиты мира и детства – заботливо прикрывают нежные головы детей разных национальностей от возможной опасности, от всего того ужасного, что в избытке выпало на долю автора этой гравюры. Материнские руки добры и надежны, какими были руки самой художницы, никогда не опускавшиеся перед бедой и испытанием.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru