Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Мастера мирового искусства  /

Антон Рефрежье – рожденный в Москве

 
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  
—  
—  

  Рефрежье родился в Москве в год первой русской революции. Этот факт, казалось бы, несуществен для биографии американского художника: ведь отец увез его к себе на родину, во Францию, когда тот был еще подростком. В Париже проявились артистические наклонности мальчика, унаследованные им от русских предков: его дед по матери был известным скрипачом, бабушка— балериной Мариинского театра, а сам Антон увлекся ремеслом скульптора. Но в Париже семья Рефрежье задержалась недолго: последовал еще один переезд, на этот раз за океан, в Соединенные Штаты, где через несколько лет Антон окончил художественную школу. Молодой художник полюбил Америку, он ощущал себя ее полноправным гражданином, хотел запечатлеть ее историю, природу, людей.

А. Рефрежье. «Изготовление стеганных одеял». Масло.
А. Рефрежье. «Изготовление стеганных одеял». Масло.

«Без борьбы не может быть прогресса» – с этими словами Ф. Дугласа, выдающегося борца за освобождение негров, художник обратился к зрителю в одной из монументальных работ – мозаике, украшающей здание Центра имени Мартина Лютера Кинга в Нью-Йорке. Здесь наглядно выражена проходящая через все произведения американского мастера мысль, что счастливое, справедливое будущее не наступит само собой, за него нужно много и упорно бороться. Этой трудной, но благородной борьбе и были посвящены жизнь и творчество Антона Рефрежье.

Самостоятельная деятельность художника началась с проектирования и оформления интерьеров. Но его не удовлетворила карьера декоратора, украшающего быт богатых: он хотел работать для масс, отдавая основные силы оформлению общественных зданий, рисункам для прогрессивных газет и журналов, острозлободневным плакатам. Вскоре Рефрежье нашел единомышленников в нью-йоркском «Клубе Джона Рида», названном так в честь автора книги «Десять дней, которые потрясли мир». Клуб организовали представители прогрессивной интеллигенции, стремившиеся создать новое, революционное искусство. Молодой художник поддержал их начинание – открытие при клубе художественной школы, бесплатно преподавал в ней, рисовал политические карикатуры для профсоюзных и коммунистических изданий. Проиллюстрировал он и брошюру, раскрывавшую правду о Томе Муни – профсоюзном деятеле, арестованном по ложному обвинению в убийстве.

Наступившее после экономического кризиса 1929–1931 годов десятилетие в США иногда называли «красным десятилетием». Трудящиеся Америки, отстаивая свои права, добились многих преобразований, которые затронули все сферы жизни, в том числе и искусство. Для помощи американским художникам и для придания их деятельности широкого общественного звучания правительство Ф. Рузвельта начало осуществлять колоссальную по масштабу программу развития монументального искусства. Целая армия живописцев получила в свое распоряжение стены общественных зданий – школ, библиотек, университетов, коммунальных центров, больниц, почтамтов.

А. Рефрежье. «Друзья». Масло. 1966.
А. Рефрежье. «Друзья». Масло. 1966.

Сбывалась мечта Рефрежье – творить не для богатых коллекционеров, не для музейных собраний, а для народа. Объясняя свое пристрастие к монументальному искусству, художник говорил: «Мне приходилось выполнять разные работы. Я рисовал плакаты, иллюстрировал книги, оформлял театральные постановки. Но главное, что меня интересовало, – это монументальные работы. Почему? Да потому, что очень велико их социальное звучание. Чтобы познакомиться со станковой живописью, вы должны сходить в музей, специально настроить себя на соответствующий лад. Монументальные же работы все время рядом с человеком. Для меня это возможность общаться с человеком, возможность глубокого самовыражения и воздействия на чувства людей. В этом вся моя жизнь».

Монументальное искусство требует от живописца особых качеств. Рефрежье был наделен ими сполна. Кисть монументалиста видна и в его станковых работах, например в картине «Лето», написанной одновременно с первыми стенными росписями. Композиция ее строится на двух треугольниках: один – это фронтон дома, второй – очертания фигуры сидящей девушки, четкие, лапидарные, незыблемые. Формы кажутся высеченными из камня, невольно вспоминается начало творческого пути художника – занятия скульптурой. Нетрудно вообразить, как эта картина с ее выверенным, почти архитектурным построением, обобщенной манерой письма, энергичной светотеневой моделировкой смотрелась бы в качестве фрески.

В начале 40–х годов, победив в Национальном конкурсе, Рефрежье получил заказ на 29 стенных панно для здания Ринкон-Хиллского почтамта в Сан-Франциско. Этот огромный цикл росписей, который художник справедливо считал своим самым выдающимся достижением, изображает бурную историю Сан-Франциско, начиная с времен патриархальной жизни индейцев и кончая событиями первой мировой войны. Вот перед зрителем переселенцы, идущие на Запад. У дороги они нашли палатку таких же переселенцев, убитых индейцами. Сурово и скорбно смотрит на бездыханные тела мужчина с ружьем, а его товарищи идут дальше – ничто не сможет остановить их. Вот золотоискатели – двое вытаскивают бадью с породой, один работает киркой, другой промывает золото в лотке, третий стоит у желоба. Лица работающих серьезны и сосредоточенны, желоб струится в бесконечность, подобно мифической Лете, перед нами словно некий ритуал, священнодействие, а отнюдь не бытовая сцена. Жанровость полностью отсутствует в этих росписях, не стремится художник и к натурализму, конкретности исторических деталей, и тем не менее в его панно живет и дышит Америка Брет Гарта – честные, простодушные герои «Калифорнийских рассказов». Эта ассоциация не случайна: Рефрежье поместил Брет Гарта среди своих персонажей.

А. Рефрежье. «Строители на плотине каньона Гранд-Кули». Пастель.
А. Рефрежье. «Строители на плотине каньона
Гранд-Кули». Пастель.


Еще более высокая степень эпичности присуща панно, изображающему сан-францисское землетрясение 1906 года. Катастрофа разрушила мир, обжитый людьми: дико и нелепо свалены в кучу ботинок, патефон, ножка от рояля – и тут же придавленная обломками женщина с бледным, словно гипсовая маска, лицом. Немного в стороне помещены две женские фигуры. В плащах, с распущенными волосами, они смотрят куда-то вдаль, рты их полуоткрыты то ли в крике, то ли в пении. Они напоминают плакальщиц в античной трагедии, а может, это богини судьбы? Однако такой трагический аккорд не финал и не итог картины: главное в ней – люди на втором плане, стоящие плечом к плечу, поддерживающие друг друга, – залог того, что город восстанет из развалин.

К работе над росписями (по ранее сделанным эскизам) Рефрежье приступил в 1946 году, когда политический климат в США резко ухудшился – началась «холодная война». Реакционные газеты и правые организации повели настоящую кампанию против Рефрежье. Художнику пришлось изменить некоторые эскизы, а уже завершенное панно, изображающее всеобщую забастовку 1934 года, правительство штата распорядилось закрыть занавесом. Позднее, во времена маккартизма, над росписями нависла угроза прямого уничтожения: в 1953 году в конгресс США был внесен законопроект об удалении всех 29 панно. Лишь благодаря энергичной поддержке, оказанной Рефрежье художественной интеллигенцией, руководителями профсоюзов и некоторыми либеральными бизнесменами, варварский законопроект удалось провалить. Однако все трудности и огорчения, выпавшие на долю автора росписей, с лихвой окупались той горячей заинтересованностью, с какой отнеслись к работе художника простые зрители. «В моей настенной живописи они видели собственную борьбу за полную занятость, равноценную оплату труда, борьбу против локаутов и дискриминации», – вспоминал впоследствии Рефрежье.

Невзгоды и испытания не сломили художника. В многочисленных работах он обращается к самым важным темам современности и истории. Произведения Рефрежье-монументалиста, различные по сюжетам, изобразительному решению, технике исполнения, объединяет глубокий гуманизм. «Когда меня приглашают выполнить какую-либо работу, – говорил художник, – я всегда стараюсь найти что-то гуманистическое в решении темы, возвышающее человека. Чаще всего я работаю в больницах или университетах. Ведь это очень приятно, когда больной человек видит что-то красивое. Это нужно человеку».

А. Рефрежье. «Гитара Виктора Хары». Пастель. 1975–1978.
А. Рефрежье. «Гитара Виктора Хары». Пастель. 1975–1978.

Верой в высокое назначение творчества проникнута роспись клиники Майо в Рочестере, фрески медицинского центра Лексингтонского университета повествуют об истории медицины, росписи в Сирекьюзском университете, которые Рефрежье выполнял вместе со своими студентами, посвящены теме прогресса науки, цикл росписей в Кингстонской школе в Нью-Йорке рассказывает о судьбе похитителя божественного огня, бесстрашного Прометея.

Однако Рефрежье, художник-трибун, борец, мог быть мягким и лиричным в станковых работах. Здесь он с любовью пишет молодых матерей, кормящих детей или играющих с ними, здесь появляются деревья в цвету, прекрасные, как юные девушки, и девушки, стройные, как деревья. Но и тогда мастера не оставляет беспокойство за судьбу человечества. На одной из его картин мы видим семью – отца, мать и ребенка. Мужчина смотрит вдаль, словно пытаясь разглядеть будущее, которое ждет его сына. Мать склонилась к ребенку, бережно держа его в объятиях: и она, и ее муж сделают все, чтобы их дитя росло счастливым. А малыш спокойно, с интересом смотрит на мир: он – наследник будущего, и он в нем уверен. Полотно так и называется – «Наследник будущего».

Еще одна работа: белым водопадом осыпается яблоневый цвет на девичьи плечи. Лицо девушки апрокинуто, стрелами разлетаются брови, полузакрыты огромные глаза – весна природы, весна человеческой жизни. А в названии картины звучит тревога: «Будет ли еще другая весна?»

Тревожны и рисунки Рефрежье, посвященные Чили. Трагедия чилийского народа его потрясла. Мастер не мог остаться простым наблюдателем: своим искусством он встал на защиту демократии и прогресса. Художник создал серию «Чили» – портреты Л. Корвалана, П. Неруды, В. Хары, рисунки, показывающие деятельность народного правительства, листы, обличающие хунту. Ключевой работой серии стал лист «Но борьба продолжается» – рука подростка выводит на стене слова: «Смерть хунте!» И здесь Рефрежье, как всегда, оптимистичен – он верит в лучшее, которое народ Чили завоюет в борьбе.

А. Рефрежье. «Богатство недр – народу». Пастель. 1975–1978.
А. Рефрежье. «Богатство недр – народу». Пастель. 1975–1978.

О мирном и счастливом будущем планеты художник мечтал, придумывая гравюры для новогодних поздравлений друзьям и знакомым. Их мотивы – солнце, голубь, сломанный меч – понятны всем: светлая и радостная символика... Часть таких гравюр вместе со стихами разных авторов была издана отдельной книгой, названной «Песнь мира». Делу мира служили и многочисленные поездки мастера: он не раз и подолгу жил в Мексике, гостил в Советском Союзе, посещал разные страны. В 1965 году в Нью-Йорке вышла книга Рефрежье «Путешествие художника» – альбом рисунков, сделанных в поездках по СССР, Болгарии, ГДР и Румынии, дополненный комментариями автора. То, что автор понял, почувствовал во время путешествий, он стремился донести до своих соотечественников, чтобы они посмотрели на другие народы его глазами – непредвзято, доброжелательно, миролюбиво.

Антон Рефрежье был интернационалистом. Он работал в Америке, но всегда боролся за общечеловеческие идеалы – мир, прогресс, демократию. Его творчество неотделимо от американской культуры, но вместе с ней оно входит в культуру человечества.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru