Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Мастера мирового искусства  /

Джакомо Манцу – берег правды

 
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  
—  
—  

 

Джакомо  Манцу  никогда  не  стоит на
том  берегу, где примостился заурядный
человек,    жертва   обыденных   неудач
.
Скульптора всегда влечет берег правды
.

Сальваторе Квазимодо


Творчество Манцу являет собой удивительно естественный синтез правды, ясности художественной идеи и оригинальности зрительного образа. Его метод истинно реалистический, но это реализм, скажем, не XIX века, а нынешнего столетия, включающий философское обобщение и житейское повествование, неуловимо-нежную поэзию чувств и зримую предметность форм.

Д. Манцу. «Стул с фруктами». Бронза. 1960.
Д. Манцу. «Стул с фруктами». Бронза. 1960.

Знаменательно, что каждый изучающий искусство Манцу видит в нем и выделяет для себя нечто особое, наиболее волнующее. В его творчестве столько разных граней, что оно одинаково сильно влечет даже художников противоположных направлений.

Известный немецкий скульптор Фриц Кремер писал: «Джакомо Манцу – одно из самых больших дарований в искусстве скульптуры сегодня. В его работах нет ничего сугубо интеллектуалистского и теоретизирующего. Феноменальная наивность – вот, по-моему, главная черта его созданий».

Д. Манцу – выходец из североитальянской многодетной семьи, двенадцатый сын сапожника из Бергамо. Он не получил никакого последовательного профессионального образования. С детства работал подмастерьем у резчика по дереву, у позолотчика, урывками учился декоративной лепке в вечерней школе прикладного искусства. И все-таки, несмотря на бессистемность специального обучения, Манцу стал выдающимся скульптором благодаря несомненному дарованию, огромной тяге к искусству, желанию дойти до совершенства через искания и ошибки, терпеливую учебу у классиков и овладение основами ремесла, навыками работы с материалом. У каждого итальянца перед глазами образцы классического искусства – музеи, соборы, архитектура, монументальная живопись, скульптура. Очевидно, Манцу был особенно восприимчив и чуток к красоте национального художественного наследия. Не случайно критики связывают его творчество с традициями античности и Возрождения.

Д. Манцу. «Портрет Майкла Парка». Бронза. 1964.
Д. Манцу. «Портрет Майкла Парка». Бронза. 1964.

Обретя ценный практический опыт ремесленника в мастерских мраморщиков, резчиков, декораторов, Манцу не переставал изучать классику. Делал слепки с античной скульптуры, знакомился с греческим искусством, проявлял жадный интерес к творчеству Донателло. Впервые побывав в Париже в 1929 году, он увлекся современной живописью и скульптурой, внимательно вглядывался в мраморы Родена. В его творчестве постепенно соединились культура чувствования, творческий опыт и социальная активность...

Очень образно и точно об общественной роли творчества своего друга и единомышленника сказал Ренато Гуттузо: «Творчество Манцу связано с жизнью тысячами нитей. Например, в дни, когда ему была присуждена премия, Рим пережил скорбные часы гнева и унижения: был убит ни в чем не повинный мальчик. Стыдишься быть человеком, когда создание, подобное тебе, хотя бы только биологически, совершает преступные и бесчеловечные поступки... Оплакиваем чистого мальчика, жертву безумной жестокости. Читаем газеты и мысленно видим камни, пучки железных прутьев и кожаные перчатки, снабженные железными гвоздями. Невольно возникает мысль: это те же самые гвозди, которые Манцу поместил на шлемах воинов, совершающих распятие, те же самые камни, которые Манцу вложил в руки убийц святого Стефана, – вечные знаки убийства и тупой нетерпимости к разуму, к добру».

Д. Манцу. «Девочка на стуле». Бронза. 1955.
Д. Манцу. «Девочка на стуле». Бронза. 1955.

Упоминая сюжет об убийстве святого Стефана, Гуттузо имеет в виду одну из главных работ скульптора, которая называется «Двери смерти» и создана для архитектурного памятника.

«Двери смерти» представляют собой два больших рельефа и восемь клейм, то есть меньших по размеру изображений, предназначенных для собора святого Петра. Украсить рельефами бронзовые двери крупнейшего памятника искусства Ватикана, в создании которого принимали участие мастера XV–XVII веков, было на редкость ответственной и трудной задачей. Работая над заказом в продолжение 18 лет, Манцу приблизился к уровню мастерства и величию замысла знаменитых предшественников. Его «Двери» – пример творческого дерзновения, гражданской страстности. Художник вложил в произведение неприятие насилия, горячо утверждая уникальность человеческой жизни.

Скульптор-реалист с обостренным чувством предметности, Манцу наполняет живым актуальным звучанием традиционную символику религиозных сюжетов. Его «Смерть Авеля», «Насильственная смерть», «Смерть святого Стефана» одухотворены гуманистическими идеями, волнением и горечью человека, восстающего против фашизма, против терроризма – сегодняшнего варварского насилия над личностью.

Д. Манцу. «Смерть Авеля». Бронза. 1963.
Д. Манцу. «Смерть Авеля». Бронза. 1963.

Приходилось слышать утверждение об импрессионизме Манцу. Да, манера его лепки порой нежна и живописна. Но в основе большинства произведений чувствуется живая, острая форма, видно стремление к композиционной цельности, широкому философскому обобщению.

В искусстве всегда одни направления развиваются, другие иссякают, одни продолжают традиции, другие разрушают их. Но творчество крупных мастеров, чей внутренний мир значителен и неповторим, шире рамок модных течений и воспринимается, как правило, обособленно от них. Таково искусство Манцу. Таковы мажорность и эмоциональность его дарования.

Как вдохновенно и вместе с тем тщательно прорабатывает он складки одежды, линии объема, использует светотеневые эффекты, создавая динамичный, полный жизни характер! Единство пластического решения и психологического содержания образа присуще манере Манцу. Он умеет одновременно скупо и емко воплотить чувства любви и гнева, радости и отчаянья.

Д. Манцу. «Насильственная смерть». Бронза. 1963.
Д. Манцу. «Насильственная смерть». Бронза. 1963.

Многочисленные рисунки Манцу на темы войны и мира, вариации сюжетов «Художник и модель», «Танцовщица», «Кардинал», портретные наброски жены, различные натурные зарисовки легки, точны, виртуозны и изящны по исполнению. Они представляют собой не только стадию подготовки к созданию основного произведения – скульптуры, гравюры, рельефа, серии, – но обнаруживают самостоятельную художественную ценность. Рисунки итальянца – цельные, законченные произведения искусства. В них, как и в других видах, техниках и материалах, Манцу поднимает те же гражданские идеи, решает те же эстетические задачи, что и в главных работах: в скульптурных рельефах, в галерее портретов, в историко-символических композициях и жанровых мотивах.

Это мастер, безразличный к искусу моды, но никогда не знающий равнодушия к жизни. Всегда активно его отношение к действительности, событиям времени, ярко выражены сочувствие и боль за судьбу человека. Вот что достойно подражания. Творчество Манцу отмечено подчеркнутым гуманизмом – оно обращено к людям и полно любви к ним.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru