Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  История мирового искусства  /

Олимпия – святилище Эллады

 
→  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  

  Много чудесного можно увидеть в Элладе, о многом удивительном здесь можно услышать, но ни над чем в большей мере нет божьего покровительства, как над Элевсинскими мистериями и над Олимпийскими состязаниями». Так считал историк и путешественник Павсаний, который во II веке внимательно изучил памятники Древней Греции и оставил знаменитую книгу «Описание Эллады». И хотя с того времени прошло восемнадцать веков, давно отвергнуты языческие боги, но и сегодня человек, ступая на землю Олимпии, испытывает чувство благоговения – сродни тому, которое охватывало древних греков вблизи святилища их главных богов.

Реконструкция святилища Олимпии. В центре – храм Зевса.
Реконструкция святилища Олимпии. В центре – храм Зевса.

В значительной мере это ощущение создается окружающей природой. Олимпия расположена на западе Пелопоннеса, в красивой долине, раскинувшейся около горы Кронос, между реками Алфеем и Кладием. Вокруг на всем пространстве, что охватывает глаз, высятся невысокие, покрытые сочной зеленью холмы. С четырех сторон долина отгорожена естественными преградами – реками, холмами. Это создает некоторую изолированность, чувство отрешенности от повседневных забот. Кажется, ничто не нарушает мирную и безмятежную картину этого уголка земли, и лишь развалины некогда блестящих храмов напоминают о том, что ход истории, войны и перемены в воззрениях людей не пощадили и Олимпию...

Она была одним из самых прославленных святилищ Эллады, первым домом атлетов. Но слава Олимпии связана не только со спортивными состязаниями. Она являлась религиозным и культурным центром Древней Эллады. Сюда приходили люди, чтобы получить совет от олимпийского оракула или жреца Зевса. Здесь хранились государственные и частные документы о крупнейших исторических событиях. С текстами договоров и сообщениями о победах знакомили надписи на каменных плитах, бронзовых дисках. Многие статуи, храмы были обетными, поставленными в честь какой-либо победы, успешного покровительства божества в важном государственном или личном деле.

Олимпия служила очагом художественной культуры. На протяжении многих веков здесь возводились великолепные постройки, творили прославленные мастера. В памятниках искусства нашли зримое отражение мифы, народные предания, культы богов и легендарных героев, идеалы древних греков и историческая судьба самой Олимпии.

Руины храма. Олимпия.
Руины храма. Олимпия.

Первые архитектурные сооружения на ее территории относятся к началу второго тысячелетия до н. э. Люди того времени ничего не знали ни о Зевсе, ни об Олимпийских играх. Они поклонялись отцу Зевса, титану Кроносу. Его именем называлась самая высокая в этой местности гора и алтарь. Кроме Кроноса, чтили Уранию, богиню земли Гею. Уже тогда вместе с грозными богами почитался и легендарный Пелопс, чьим именем назван полуостров Пелопоннес. Трудно установить, когда и почему возник культ этого героя. Известно только, что его культ более древний, чем Зевса, и его святилище – Пелопион – первое, которое создано в Олимпии.

После укрепления на полуострове племени дорийцев культ бога Зевса усиливается, отныне Олимпия становится его святилищем, хотя сохраняются и старые поклонения Пелопсу, почитание Кроноса. Жертвоприношения в то время свершались под открытым небом. Ведь божество тогда отождествлялось с природой. Особенно почитался пепельный алтарь Зевса, находившийся в центре святилища. Заклание животных происходило внизу на преджертвии, у каменного постамента: бедра, кости поднимались на самый верх, там сжигались. Пепел смешивали с водой и обмазывали алтарь. Павсаний свидетельствует, что высота пепельного алтаря Зевса достигала в его время (II в.) 6,5 метра, пепел был так прочен, что для восхождения на алтарь в нем прорубали ступеньки.

Кроме главного алтаря, существовали десятки других, также посвященных «отцу богов и людей». Любопытно, что он выступал не только как грозный метатель молний. К Зевсу обращаются и в весьма прозаических обстоятельствах. Так, в одном мифе о Геракле говорится: когда тот приносил жертву в Олимпии, ему страшно надоели мухи. Геракл решил избавиться от них своеобразным способом – принес жертву Зевсу Апомию (отгоняющему мух).

Древний стадион в Олимпии.
Древний стадион в Олимпии.

Зарождение Олимпийских игр древние греки возводили к мифологическим временам, честь их утверждения приписывалась и самому Зевсу, и Гераклу. Но это только мифы. Сегодня мы знаем, что Олимпиады смогли возникнуть в ту эпоху, когда сформировался идеал свободной личности, в которой красота тела сочеталась с нравственным величием, тот идеал человека, который соединял в себе силу атлета, мужество воина и доблесть гражданина.

Проведение древних Олимпийских игр принято считать с 776 года до н. э., когда стали записывать имена атлетов-победителей. Этот год лег в основу греческого летосчисления. Теперь неизмеримо возрастает значение Олимпии как всегреческого святилища. Раз в четыре года атлеты со всех областей и колоний Греции стекались сюда, чтобы помериться в силе и мужестве. На три месяца объявлялось священное перемирие, под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться здесь с оружием. Пользуясь современной терминологией, можно сказать, что Олимпия стала центром мирного сосуществования различных греческих племен.

Все это не могло не сказаться и на художественных памятниках. В V веке до н. э. святилище обретает законченный классический облик. В центре священной рощи – Альтиса – возвышаются великолепные храмы, сокровищницы с дарами крупнейших греческих городов, многочисленные мраморные и бронзовые статуи атлетов-победителей. Самым величественным был храм Зевса Олимпийского, построенный архитектором Либоном в V веке до н. э. Архитектура храма, его скульптурные украшения служат лучшим образцом античной ранней классики. Он создавался после выдающихся побед греков в долгой войне с персами, и героический дух народа-победителя ярко сказался на искусстве этого периода. Храм Зевса Олимпийского с особой художественной силой выражает героические устремления.

Современный вид Олимпии.
Современный вид Олимпии.

Сама постройка не сохранилась, уцелели замечательные скульптурные украшения фронтонов, хотя и в сильно поврежденном виде. Имена их создателей остались неизвестны. В своем искусстве мастера обращались к мифологическим сюжетам, но умели выразить в них идеи, созвучные современности. На главном восточном фронтоне изображен миф о состязании Пелопса и Эномая. Царь аркадской Писы Эномай получил предсказание о том, что будет убит своим зятем. Поэтому он старался избавиться от всех женихов дочери Гипподамии, заставляя их состязаться с собой в беге на колесницах. Сам Эномай имел непобедимых коней – дар отца, бога Ареса. Пропуская вперед соперника, Эномай затем без труда догонял его и поражал ударом копья в спину. Так он убил 12 или 13 женихов Гипподамии, пока к ней не посватался Пелопс. Он прибегнул к хитрости – уговорил возницу Митрила заменить металлическую чеку в колеснице восковой, и Эномай разбился.

Скульптор показывает момент перед началом состязаний. Герои представлены перед тем, как должны развернуться главные события. В каждом образе читается исход этой драмы. Исследователи античного искусства, анализируя идейную и художественную концепцию скульптурного фронтона, подчеркивают ту глубину, с которой раскрыта в нем трагедия побежденного. Эномай обречен на гибель за свою неправоту, и такую смерть считают справедливой. Восточный фронтон храма нередко называют «воплощенной в камень трагедией Эсхила», подчеркивая очищающий смысл воздействия античной трагедии – наказание зла, утверждение справедливости, человечности.

На западном фронтоне изображена сцена битвы богов и героев с кентаврами. Сюжетом его явился миф о том, как предводитель племени лапифов Пейрифой пригласил на свою свадьбу богов, героев и соседнее племя кентавров. Опьянев, кентавры попытались похитить женщин и юношей, в том числе и невесту Пейрифоя – Дейдамию. Изображен момент жесточайшей схватки греческих героев и кентавров. В центре скульптор поместил фигуру Аполлона, который своим жестом возвещает лапифам победу. Весь он – олицетворение сдержанной силы и уверенности. Лица греков спокойны и мужественны, лица кентавров искажены яростью и злобой. Основная идея кентавромахии – победа разумного начала над всем низменным, животным. Темы двух фронтонов отразили нравственные идеалы времени – прославление светлого, высокого начала в человеке, утверждение его достоинства и величия.

Пэоний. Ника. Мрамор. 420 д. н. э.
Пэоний. Ника. Мрамор. 420 д. н. э.

На двенадцати мраморных метопах храма изображались подвиги Геракла. Этот мифологический герой был необычайно популярен – ведь он воплощал доблесть, мужество, силу и неустрашимость. Таким образом, темы композиций на метопах и фронтонах как бы предваряли созерцание главной святыни храма – статуи Зевса, исполненной величайшим скульптором Древней Греции Фидием. К сожалению, статуя не сохранилась, но мы можем представить ее по описаниям античных историков. Бог восседал на троне, увенчанный венком из оливковых ветвей. Его фигура сделана из золота и слоновой кости. В правой руке, опиравшейся на трон, он держал Нику, тоже исполненную из золота и слоновой кости, в левой – скипетр, увенчанный орлом. Плащ и сандалии Зевса были из золота, на плаще – орнамент с изображениями животных, полевых лилий. Трон отделан золотом, драгоценными камнями, черным деревом и слоновой костью. Вокруг каждой ножки трона танцевало по четыре Ники, перекладины, соединяющие ножки трона, украшены изображениями олимпийских состязаний. Пол перед статуей выстлан черным мрамором и окаймлен полосой из светлого паросского мрамора. Полоса слегка приподнята, чтобы задерживать сливающееся сюда масло, которое предохраняло от порчи слоновую кость. Базу статуи из сине-черного камня украшал золотой рельеф, изображавший рождение Афродиты из морских волн в присутствии богов.

Конечно, даже подробное описание не в силах передать художественного образа. Поэтому так важны свидетельства античных авторов, которые говорят об огромном впечатлении, производимом творением Фидия. Они позволяют заключить, что Фидию удалось передать особую одухотворенность владыки Олимпа. «Если человек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанет пред статуей Зевса, то он забудет обо всем тяжелом и страшном, что несет с собою человеческая жизнь» – так писал Дион Хрисостом. Недаром это произведение было причислено к семи чудесам света.

Фидий исполнял статую в мастерской, находившейся в западной части святилища. В 1954 году археологи, раскапывая этот участок, нашли обломки бронзы, слоновой кости, небольшие кусочки золота и драгоценных камней, молоток, скульптурные инструменты, а также чернолаковый кувшинчик, на донце которого процарапана надпись: «Я принадлежу Фидию».

В здании мастерской находились и жертвенники. Ученики Фидия получили прозвище чистильщиков, так как им была доверена почетная обязанность – чистить статую Зевса от оседающей грязи. Поучительно, что перед тем, как приступить к этой работе, они приносили жертву Эргане – богине труда. У восточного фасада храма на постаменте позднее была установлена статуя богини победы, выполненная скульптором Пэонием. В ней нет той стремительности, которая характерна для Ники Самофракийской. Мастер изобразил ее как бы парящей в воздухе. Богиня олицетворяет уверенность в победе, ее торжество.

Центральная часть западного фронтона храма Зевса. Аполлон. Мрамор. V век д. н. э.
Центральная часть западного фронтона храма Зевса. Аполлон. Мрамор. V век д. н. э.

С Олимпией связано имя еще одного замечательного скульптоpa – Праксителя. Здесь найдено его оригинальное произведение: Гермес с маленьким Дионисом. Пракситель прославился как мастер прекрасных женских статуй, певец богини любви Афродиты. Даже в мужских образах скульптора есть оттенок женственности. Гермес изображен с Дионисом на руках, которого несет на воспитание нимфам. В пути он остановился отдохнуть и, прислонившись к стволу дерева, играет с младенцем, дразня будущего бога вина гроздью винограда (эта деталь не сохранилась) .

Глаза Гермеса устремлены вдаль. По выражению Б. Р. Виппера, скульптора не столько «интересует внутреннее состояние героя, сколько особое очарование мечтательного настроения, которое он умел вкладывать в свои статуи. Пракситель смог извлечь из мрамора такую прозрачность, такую нежность, такое богатство полутонов, что контуры тела, кажется, растворяются в воздухе.

Герои Праксителя вообще не любят стоять прямо, еще меньше они проявляют энергии, они обыкновенно прислоняются, облокачиваются, лениво бездействуют. Мечтательный влажный взгляд Праксителевых статуй вызывал особенное восхищение античных зрителей. Пракситель достигал его тем, что несколько утолщал нижнее веко и заставлял его мягко, почти незаметно переходить в глазное яблоко». Сила и уверенность, звучащие в скульптурах V века до н. э., теперь как бы покидают статую, и фигура кажется расслабленной, утратившей мощь.

Кроме статуй богам, в Олимпии было множество бронзовых и мраморных изваяний атлетов. Их создавали прославленные скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Лисипп. Около входа на стадион стояли медные статуи Зевса. Их называли Занами. Они делались на деньги того штрафа, который налагался на атлетов, нарушавших правила состязаний. Статуи снабжались подписями, где сообщалось, за какую провинность она поставлена, или содержалось назидание – победу в Олимпии можно получить не деньгами, а быстротой ног и крепостью тела. Штраф налагался и за трусость, как было с борцом-панкратистом, попытавшимся убежать за день до начала состязаний.

Пракситель. Гермес с Дионисом. Мрамор. 340 д. н. э.
Пракситель. Гермес с Дионисом.
Мрамор. 340 д. н. э.

За статуями находился сводчатый проход, называемый Тайным, – через него шли на стадион судьи и атлеты. Размеры стадиона по нынешним меркам весьма скромны: беговая дорожка 192 м и шириной 10 м. На возвышении было место для судей, напротив – жертвенник из белого мрамора, на нем обычно восседала жрица Деметры. Вообще замужним женщинам вход на игры запрещался.

Для девушек устраивались состязания в беге – «гереи». Их учреждение приписывают Гипподамии, которая таким образом воздала благодарность Гере за свой брак с Пелопсом. Для их проведения предоставлялся олимпийский стадион, но дистанция для бега уменьшалась на 1/6 часть. Победительница получала венок из оливковых ветвей и часть коровы, приносимой в жертву Гере. В 145 году до н. э. Греция стала римской провинцией. Одни римские правители почитали греческие святыни и приносили им свои дары, другие грабили их. Особенно Олимпия пострадала при Сулле, позволившем солдатам опустошить ее сокровищницы. В 394 году с распространением христианской религии игры были запрещены. На Олимпию обрушились природные стихии: наводнения и сильные землетрясения. Воды рек затопили и покрыли песком оставшиеся руины. Так под слоем речного ила святилище пролежало тринадцать веков. Сегодня в этот факт трудно поверить – кажется, Олимпия существовала всегда. В средние века и эпоху Возрождения о ней знали лишь из письменных источников. Но даже место нахождения не было точно определено. Некоторые считали, что святилище располагалось возле горы Олимп, а не около Кроноса.

В XVIII веке, когда обострился интерес к античности, возникла необходимость разыскать Олимпию, но планомерные раскопки начались лишь в 1829 году французскими исследователями. Тогда нашли мраморные метопы, украшавшие храм Зевса. Их отправили во Францию, в Лувр. Вскоре соглашение между греками и французами было нарушено и раскопки приостановились. В 1875 году их вели германские археологи. Все обнаруженные памятники теперь должны были оставаться в Греции, для них в Олимпии был выстроен музей.

Сегодня это крупный историко-художественный памятник Греции. Идут и идут сюда люди, приехавшие с разных концов света, чтобы приобщиться к древней культуре, которая и поныне не утратила своего облагораживающего воздействия на умы и сердца людей.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru