Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Музеи и архитектурные памятники  /

Станция метро «Маяковская»

 
—  
—  
—  
—  
→  
—  
—  
—  
—  

  Невозможно по-настоящему понять жизнь большого города, не окунувшись в стремительный его водоворот, не перенесясь из конца в конец на степенных троллейбусах, звонких трамваях, зеленоглазых такси. Но подлинный пульс этого гигантского организма ощущаешь глубоко под землей, в метро.

Московский метрополитен имени В. И. – это сложное инженерное сооружение – основная транспортная артерия столицы. Голубые пунктиры вагонов мчатся по кругу, вдоль и поперек подземного лабиринта. Зимой и летом... Каждый день... В будни и праздники...

Темнота тоннелей внезапно обрывается, ярко и торжественно вспыхивают станции, поражая непохожестью и сказочной палитрой мраморов. В этом разнообразии архитектурных форм и образов отражается целая эпоха.

Рельефы из дворца царя Ашшурнацирапала II. Известняк. 883–859 гг. до н. э.
А. Душкин. «Станция метро „Маяковская“». 1938.

Среди станций Московского метрополитена особое место занимает «Маяковская». Открытая 11 сентября 1938 года, она стала уникальным памятником великому пролетарскому поэту, созданным архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным.

В 1935 году состоялась Всемирная выставка в Париже, где проект станции вызвал восхищение публики и привлек к себе внимание многих архитекторов. Значительный для того времени успех советского искусства был отмечен высшей наградой – «Гран-при» выставки. Позднее, в 1938 году, на такой же выставке в Нью-Йорке демонстрировался фрагмент станции, выполненный в натуральную величину. Работа молодого советского архитектора получила всеобщее признание.

Прошло немало лет. «Маяковская» достойно выдержала испытание временем.

...Вот вы оставили наверху концертный зал, кинотеатр, и неутомимая лента эскалатора уносит вас глубоко под землю. Еще немного – и вы в центральном зале станции «Маяковская». Все вокруг пронизано воздухом, светом, все сливается в гармоничную и торжественную архитектурную симфонию.

В качестве новой несущей конструкции использованы изящные стальные колонны. Это позволило автору добиться целостной и выразительной композиции. А ведь «Маяковская» была первой колонной станцией глубокого заложения.

Основные принципы проектирования станций метрополитена А. Н. Душкин сформулировал уже в первых своих работах. Большое внимание уделял он новым достижениям строительной науки и техники. Но, пожалуй, главное – бережное отношение к пространству.

Понимая, что глубоко под землей каждый отвоеванный метр стоит колоссальной затраты сил, архитектор стремится наиболее экономно его использовать. Он учитывает даже толщину облицовки стен. Тем более выбор стальных конструкций при проектировании станции «Маяковская» не случаен.

За счет незначительной толщины опор зодчий получил максимум пространства, которого так не хватает в станциях пилонной конструкции. Судите сами. Пилоны – массивные стены с узкими проходами – делят станцию на три части. Спускаясь по эскалатору в центральный зал и слыша шум приближающегося поезда, пассажиры не видят, к какой из платформ он подходит, и, ускорив шаг часто до бега, обнаруживают свою ошибку, только выйдя на перрон. Здесь же вы воспринимаете интерьер с любого места.

Архитектурный образ «Маяковской» предельно выразителен и строг.

Обратите внимание, как удачно подчеркнул автор полосами профилированной нержавеющей стали напряжение, скрытое в плавно текущих формах арок. Обычно в строительстве сталь применяется для изготовления всевозможных колонн, балок, ферм, труб. Неожиданно для всех Душкин использовал сталь в совершенно новом качестве: как отделочный материал! Четкие линии арок, оживленные отраженным светом, придали интерьеру праздничный, нарядный вид.

Интересен контраст холодной стали и красного камня, которым частично, на высоту человеческого роста, облицованы колонны. Маленькие пластинки толщиной всего в полсантиметра. Это драгоценный уральский орлец, в строительстве он применяется чрезвычайно редко.

Автор с большим вкусом подобрал тональные и цветовые отношения природного камня для облицовки станции. Спокойный и в то же время торжественный колорит как нельзя лучше отвечает общему архитектурному замыслу. Сочетание черного, серого и красного, контрастирующее с белым цветом потолка, составляет то общее настроение, которое придает интерьеру силу и свежесть.

Из крупных гранитных плит, выдержанных в общей цветовой гамме, архитектор решает и пол станции. Конечно, гранит – материал дорогой, но в данном случае цена относительна. Например, гораздо более дешевые асфальтовые полы – вы их можете встретить на некоторых станциях – часто нуждаются в ремонте, неприглядны, собирают пыль. Практически вечный гранит лишен всех этих недостатков.

Рисунок пола в противовес пластичным архитектурным формам очень лаконичен и геометрически прост. Его строгий орнамент составляют два ряда черно-белых квадратов. Между ними по оси зала бежит полоса темно-красного гранита. У торцовой стены она как бы устремляется вверх – пьедесталом бюста Маяковского. Здесь вы обязательно остановитесь и задержите взгляд на лице поэта.

Замечательно освещение станции. Оно вообще имеет особое значение в архитектуре, тем более когда речь идет о подземном сооружении. С помощью света можно усилить художественную выразительность интерьера, подчеркнуть его пространственные особенности и пластику. Здесь, на станции «Маяковская», Душкин расположил светильники в 33 овальных куполах. В перспективе уходящего зала эти парящие купола кажутся огромными сияющими люстрами. Интерьер полон света, полутеней, рефлексов.

Заинтересуют вас, конечно, красочные мозаики из смальты – кусочков цветного непрозрачного стекла. Они расположены глубоко в куполах. Эти мозаичные плафоны создал известный советский художник А. Дейнека. Первые эскизы он разрабатывал вместе с архитектором. Времени было мало, работали увлеченно. Ведь мозаика в метро – это было впервые! Сам Дейнека писал потом:

А. Дейнека. «На комбайне» и «Парашютисты». Мозаичные плафоны. 1938.

«Хорошо, когда перед тобою – новое дело. А задача действительно замечательная: метро должно быть красиво, современно конструктивно и эстетически.

Стиль метро создается в синтезе труда ученых и рабочих, инженеров и архитекторов, скульпторов и художников.

Есть особая прелесть в начале проектировки, когда еще нет ничего даже на бумаге, когда, строго согласуя форму с идеей, родятся, растут залы, становятся в ряд колонны, стены и своды покрываются самым современным покровом, мысленно проносятся обтекаемые поезда, повторяясь в зеркальных гранях гранитов и мраморов разного цвета и силы тона...

Увлекательно работать с архитектором-строителем... по чертежам, цифрам делать эскизы для куполов, которых еще нет, набирать мозаику, которую еще некуда подвесить.

За шесть месяцев до открытия метро началась работа над эскизами, картонами, подборкой смальты. В это время в шахту спускали еще в обычной клети, и в стволе вас обдавала вода, а внизу молодая армия метростроевцев героически билась за новые рекорды. Темпы стройки метро диктовали и сроки работы мозаичной мастерской. На станции «Площадь Маяковского» стройно вырастали два ряда колонн, поддерживающих купола с зияющими вверху дырами, куда должны были лечь плиты мозаик.

...Когда мозаику уложили в приготовленное для нее гнездо, живописное поле заблестело, заиграло под лучами света, создавая родство, единство с полировкой мраморов и богатейшим острым блеском колонн из нержавеющей стали – стали, давшей основной тон всей станции. Отблески бегут по гофрировке колонн вверх, переходя в глубину плафонов».

Все мозаики объединяет общая тема – сутки советского неба. Звонкие аккорды чистых красок отражают настроение ясного летнего дня, теплого подмосковного вечера, бездонной ночи. Мозаик много – в каждом куполе: парящий планер, парашютист под куполом, ветка яблони, спортсмен в прыжке, комбайн на фоне мирного неба. Мирного...

А. Дейнека. «Самолет» и «Авиамоделисты». Мозаичные плафоны. 1938.

6 ноября 1941 года, глубоко под землей, на станции метро «Маяковская» состоялось торжественное заседание, посвященное 24–й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Это было необычное заседание. Враг рвался к Москве. Ежедневно 200–300 немецких бомбардировщиков поднимались в воздух, направляясь к нашей столице. Немногим из них удавалось прорваться, и все же для обеспечения безопасности было принято решение провести собрание не как обычно, в Большом театре, а на «Маяковской».

Во время войны здесь укрывались от воздушных налетов женщины, старики, дети. Засыпая, они видели над собой, глубоко в куполах, необыкновенно красивое мирное небо, которое навечно запечатлел художник в своих мозаиках. Наяву оно открылось им только через четыре долгих года...

Сейчас это уже история. Кончилась война, и перроны вновь заполнила шумная людская толпа. С тех пор ни на один день не останавливается этот непрерывный поток вечно спешащих москвичей и гостей столицы!

Трижды лауреат Государственной премии СССР, профессор Московского архитектурного института А. Н. Душкин отдал много сил, энергии и таланта проектированию и строительству столичного метрополитена: он автор еще двух замечательных станций – «Кропоткинской» и «Автозаводской». Архитектор был верен классическому направлению и создал целый ряд произведений, занявших почетное место в истории советской архитектуры. Среди них полюбившиеся москвичам высотное здание на Лермонтовской площади и универмаг «Детский мир».

Станция «Маяковская» – одна из вершин творчества зодчего. Прекрасная и торжественная, она и сегодня современна, как сорок лет назад. Так всегда будет.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru