Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Словарь изобразительного искусства  /

Готика

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  
—  

  В центре Парижа находится удивительный по красоте огромный собор. Высоко поднялись его башни, в нишах стен стоят статуи, а наверху, по углам крыш, – фантастические уродливые существа – химеры. Это знаменитый собор Парижской богоматери, построенный в готическом стиле.

Собор Парижской Богоматери. 1163–1345.
Собор Парижской Богоматери. 1163–1345.

Слова «готика», «готический» произошли от названия воинственного варварского племени готов, нанесших смертельный удар великой Римской империи. Впервые в эпоху Возрождения средневековое искусство стали называть готикой потому, что людям тогда это искусство казалось грубым, варварским.

Каждая эпоха рождала свое искусство, соответствующее ее условиям, близкое и понятное людям того времени. В средние века власть церкви была так велика, что даже короли вынуждены были подчиняться ей. Религия требовала от человека отрешения от всего земного, он должен был думать только о боге. И люди стали возводить храмы невиданной раньше архитектуры. Как человеческие помыслы стремились к Богу, так устремлялись высоко в небо остроконечные шпили соборов. Величественные и торжественные храмы возвышались на площади, а вокруг, на тесных и темных улочках, толпились маленькие домишки.

Готический собор играл огромную роль в жизни средневекового города. В тяжелые дни войны или каких-нибудь бедствий в нем собирались жители, чтобы обсудить важные дела, там хранились запасы оружия и продовольствия. Высокие своды соборов, цветные витражи, сквозь которые лились лучи света, торжественные звуки органа – все это поражало воображение людей, внушало им мысль о святости божественной власти, обращало к религии.

Кафедральный собор в Милане. Белый мрамор. 1386–1813.
Кафедральный собор в Милане. Белый мрамор. 1386–1813.

В нишах наружных стен, у входа и внутри соборов, стояло множество статуй, но они не были похожи на статуи античного мира.

Искусство античных мастеров, светлое и радостное, воспевало физическую красоту человека. Иное дело средневековое искусство. Ему была чужда любовь к прекрасному телу. Духовная красота страдающего, угнетенного человека, пусть даже некрасивого и изможденного – вот что увлекало средневековых мастеров.

Часто удивляются – неужели никто из художников средневековья не умел правильно передать пропорции человеческой фигуры? Конечно, могли, но только это было им совершенно не нужно. Ведь их задача была в передаче душевного порыва человека. Вот почему они увеличивали глаза, подчеркивали скорбные складки лица, вытягивали фигуры. Они сумели создать бессмертные произведения, в которых раскрывали бесконечное богатство духовного мира человека.

Готическое искусство в разных странах было развито совсем не одинаково. Наибольший его расцвет был во Франции и Германии. Но и в Италии также есть соборы, поражающие великолепием и совершенством. Один из них – Миланский, единственный в Европе мраморный собор, строившийся около шести веков.

Кафедральный собор св. Вита, Вацлава и Войтеха. 1344–1929.
Кафедральный собор св. Вита, Вацлава и Войтеха. 1344–1929.

В Чехии расцвет готического искусства пришелся на XIV в. В то время в Праге работал архитектор Пётр Парлеж, который принял участие в создании грандиозного собора Святого Вита в Пражском Граде.

Готическое искусство – одно из ярчайших достижений Средневековья, которое оказало огромное влияние на европейскую культуру.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru