Студия Егора Чернорукова
 
Сайты
  Графдизайн
  Презентации
  Живопись
  Домены
  Хостинг
  Статьи
  Формула 1
 
 
  Главная  /  Статьи  /  Словарь изобразительного искусства  /

Гравюра

 
—  
—  
—  
—  
—  
—  
—  
→  
—  

  Зимняя студеная ночь. Яркий лунный свет освещает деревенскую улицу, избушку и сугробы снега. Все давно спят в деревне. Не спит только маленький, испуганно озирающийся зайчишка, прискакавший сюда из леса, да собака, которая бежит за ним, прыгая по сугробам.

На рисунке лишь два цвета – белый и черный. Но двумя цветами художник передал и морозную тихую ночь, и серебристый свет луны, и глубокие тени на снегу. Эту удивительную по мастерству гравюру на дереве создал замечательный художник Владимир Андреевич Фаворский.

В. Фаворский. Иллюстрация к книге Л. Толстого «Рассказы о животных». Гравюра. 1932.
В. Фаворский. Иллюстрация к книге Л. Толстого «Рассказы о животных».
Гравюра. 1932.


Гравюра – это оттиск с доски, на которой вырезан какой-то рисунок. По-французски «graver» – значит «вырезать». Гравюра на дереве называется ксилографией.

Как же ее создают? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева – самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вы¬нимая дерево специальными резцами – штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые на доске не были тронуты резцом художника.

А. Остроумова-Лебедева. «Ростральная колонна». Гравюра. 1909.
А. Остроумова-Лебедева. «Ростральная колонна». Гравюра. 1909.

Кроме белого и черного, в гравюре есть переходный – серый тон, то более светлый, то более темный, в зависимости от количества и сочетания белых и черных штрихов, которые художник прорезает в дереве штихелями. Направление штриха, его толщина – все это создает различные оттенки серого цвета.

Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра.

Гравюра на дереве была известна еще много веков тому назад. В ту пору из дерева вырезали не только иллюстрации, но и шрифт. Потом изобрели более удобный шрифт из металла, а иллюстрации продолжали гравировать на дереве.

Т. Бьюик. «Далматский дог». Гравюра. 1792.
Т. Бьюик. «Далматский дог». Гравюра. 1792.

Постепенно искусство гравирования забылось. В России оно возродилось в начале XX века. Одной из первых начала гравировать на дереве художница А. П. Остроумова-Лебедева. Очень тонко и поэтично она изображала улицы и площади Петербурга, его мосты, как бы повисшие над Невой, его здания.

Когда присмотришься к деревянной гравюре, то начинаешь понимать ее особый язык – язык белого и черного цвета. Гравюра своими средствами – сочетанием глубоких черных, ярко-белых и серебристо-серых тонов – может передать и сверкающий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба.



  Еще в этом разделе можно почитать статьи:

—  
—  
—  
—  
—  
—  

 
 


Copyright © 2002–2011
Студия Егора Чернорукова



 

 

Телефон: (831) 414-78-66
Почта: info@chernorukov.ru